Материалы к научно- практическому семинару. Системно- деятельностный подход в обученииМОУ Гульцовская основная общеобразовательная школа.
Инновация- – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы. Именно в системе школьного образования зародилось инновационное обучение. Технология такого обучения была разработана и предложена для внедрения группой зарубежных исследователей в 1978 г. Сторонники этого «значимого для человека обучения» считают, что основными целями его является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности (УД).
Системно- деятельностный базируется на зонеближайшего развития ребенка развитие → деятельность → обучение
системы → системный подход → деятельность Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Он определяет новую методическую систему как интегральную, поскольку в ней сконцентрированы те фрагменты, который уже применяются в средней школе как самостоятельные и инновационные без ссылок на РО. Кроме того, системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла.
Концепция СДП базируется а следующих основополагающих тезисах : Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
Меня учат Я учусь!
основные компоненты – учебно-познавательные мотивы осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» решение задач и рефлексивно-оценочные действия «все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели» планирование решения «как и в какой последовательности я должен решить задачу» выбор средств и методов действие целеполагания «что я должен сделать...»
В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику» «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно» «соедини изученные части,рассмотри, как они взаимодействуют»
В доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза. Действует правило: не «закрой тетрадь» и не «подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ
Спасибо за внимание!