МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Педагогический совет «Критерии успешности учителя»2009 год
Учитель – это человек, который учится всю жизнь В.М.Лизинский Учителя в формулу «знания - умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.
Диагностика психологического состояния учителей:(перед началом работы) Выберите один их семи предложенных цветов.Каждый цвет соответствует определенному настроению:Красный – радостное настроение, выражает активность.Желтый – веселое настроение, выражает желание действовать.Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность.Синий – спокойное настроение, сентиментальность.Фиолетовый – тревожное настроение.Черный – печальное настроение.Белый – утомление, ощущение усталости.
Обоснование выбора темы педсовета. Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, к которой хотелось бы стремиться.Определенные приоритетные критерии успешности дадут возможность на демократической и профессиональной основе выстраивать всю организационно-методическую работу в школе.
Организация работы: Форма проведения – проективно-деловая игра.Все присутствующие делятся на 4 группы.В ходе выступления каждый из докладчиков выделяет в каждом пространстве наиболее значимые критерии успешности деятельности учителя.После всех выступлений каждый учитель, входящий в микрогруппу, осуществляет ранжирование предложенных критериев путем присвоения каждому критерию определенных баллов 0,1,2,3, по степени значимости.
Далее каждая группа, произведя вычисления среднего балла по каждому критерию, определяет рейтинг каждого критерия и изображает это на предложенных диаграммах путем закрашивания столбчатой диаграммы.Также в ходе педсовета определяются факторы, влияющие на успешность работы учителя. Данные факторы будут определены путем проведения микроисследования в форме анкетирования. Результаты представить в виде диаграмм.
Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности конкретно для нашего коллектива. Задачи:1.На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство.2.Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.3.Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.
Психологическая концепция С. Л. Рубенштейна, Н.Д. Побитовой, Л.М.Митиной, А.К. Марковой: Труд учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных уровней:- педагогической деятельности;- личности учителя;- психолого-педагогического общения.Единая глобальная задача – развитие личности ученика.
Результатами работы любого учителя являются: знания, умения и навыки;воспитанность;здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
Условно критерии успешности можно разделить на три группы: ПедагогическиеПсихологическиеЛичностные
Педагогические критерии успешности учителя: уровень обученности ЗУН;уровень сформированности ОУУН;состояние исследовательской работы и работы по самообразованию;образование педагогов и повышение квалификации;способность к самоанализу, самодиагностике, рефлексии;инновационная деятельность.
Психологические критерии успешности учителя: интерес, мотивация;сознательное обучение;взаимоотношения в системе «учитель- ученик»;учет индивидуальных особенностей ученика.
Личностные критерии успешности учителя: эмоциональность;выразительность речи;творческое начало личности;организаторские способности;чувство юмора;настойчивость, дисциплинированность.
Удовлетворенность жизнедеятельностью школы
Критерии успешности учителяПедагогическая деятельность
Критерии успешности учителяПсихолого-педагогическое общение
Критерии успешности учителяЛичность учителя
Критерии успешности учителя ПОЗВОЛЯЮТ: развивать имеющийся успех;скорректировать деятельность учителя.СПОСОБСТВУЮТ: адаптации учителя;поддержке учителя.СТИМУЛИРУЮТ:на самоанализ; самодиагностику.
Диагностика психологического состояния учителей:(перед началом работы) Выберите один их семи предложенных цветов.Каждый цвет соответствует определенному настроению:Красный – радостное настроение, выражает активность.Желтый – веселое настроение, выражает желание действовать.Зеленый – спокойное настроение, выражает сентиментальность.Синий – спокойное настроение, сентиментальность.Фиолетовый – тревожное настроение.Черный – печальное настроение.Белый – утомление, ощущение усталости.
Презентацию подготовила О.В. Свириденко.- учитель физики высшей категории