МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.
Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002 г.) Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР. В России таких учащихся оказалось 18 %.Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%В России – 9 %.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.Принимать самостоятельные аргументированные решения.Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает . Третий уровень предпола-гает, что преподаватель создает проблемную ситу-ацию, а ученик самостоя-тельно ее разрешает. Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Что такое критическое мышление? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решитьВ-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Признаки типологизации:Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты: практико-ориентированные, информационные,творческие.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) Предметно-содержательная область. Проекты: - моно-проект (в рамках одной области знания), - межпредметный проект.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Характер координации проекта: - проект с открытой координацией, - проект со скрытой (неявной) координацией. Характер контактов: - внутри школьный; - региональный; - международный.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение Количество участников проекта: - индивидуальные, - парные, - групповые.Продолжительность проекта: - краткосрочные, - долгосрочные.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Представление проблемной ситуации:вербально;с помощью видеоряда;с помощью мультимедийных средств.2. Мозговая атака.3. Обсуждение.4. Выдвижение гипотез.5. Определение типа проекта.6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА( продолжение) Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).10. Оформление результатов проектной деятельности.11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.13. Самооценка, внешняя оценка.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕК Т Для целей: сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;проведения экологических, социологических проектов;создания совместных творческих продуктов;организации совместных полевых работ, практических экспериментов;совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;совместная разработка туристических маршрутов, пр.
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений;
КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.
КООРДИНАТОР ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами:Иметь хорошие организаторские способности;Быть методически грамотным;Владеть навыками межкультурного общения;Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;Активно сотрудничать в проектной деятельности;Обладать базисными навыками работы в сетях;Уметь работать с большими объемами информации;Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА Поиск участников проекта;при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта);связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта; сбор и распространение информации об участниках проекта;стимулирование участников к самооценке;организация защиты и внешней оценки проекта.