Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью
Расстройство поведения – поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества
Классификации поведенческих расстройств умственно отсталых детей и подростков Варианты психогенных патологических формирований личности (Ковалев В.В.)1. Патохарактерологическое формирование, развивающееся под влиянием уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций.2. Постреактивное формирование, возникающее после тяжелых и затяжных реактивных состояний.3. Невротическое формирование, образующееся в ходе затяжных неврозов.4. Дефицитарное формирование, наблюдающееся у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты, сопровождающиеся дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией
Тяжелые и стойкие нарушения поведения, ведущие к социальной дезадаптации Формы нарушений формирования личности (психопатий) у легко умственно отсталых (Фрейеров О.Е.)1. Возбудимые;2. Истерические;3. Неустойчивые;4. Астенические
Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобно-негативистической установкой в отношении окружающих, конфликтностью, грубо-демагогическим поведением в коллективе, жестокостью
2. Истерический характер умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения, отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими «разрядами» (криками, воем, нанесением себе повреждений), параличами, афонией, астазией-абазией, агрессией, хвостовством, шутовством, клоунадой, эгоценризмом
3. Неустойчивый характер умственно отсталых характеризуется особой неустойчивостью интересов, быстрой сменой желаний, частыми, но поверхностными колебаниями настроения, неусидчивостью, неспособностью к даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством
4. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость, страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей, комплекс неполноценности, неуверенность, мнительность, ипохондрические переживания
Типы психопатоподобных расстройств(Исаев Д.Н., Микиртумов Б.Е.) Аффективно-возбудимый тип – бурные вспышки гнева на обиды и огорчения, нетерпеливость, колебания настроения, склонность к реакции протеста.Астенический тип – примитивные депрессивные реакции, возникающие на собственный дефект и связанные с ним неудачи и разочарования, инфантильные реакции отказа (ни с кем не разговаривают, ни на кого не смотрят, не едят, сидят, понурив голову)
Неустойчивый тип – легкая подчиняемость, имитация негативных образцов поведения, зависимость от других, нередко оказывается орудием в руках антисоциальных элементовДисфорический тип – злобная напряженность, мрачная раздражительность, склонность к агрессии со способностью наносить тяжкие повреждения, к аутоагрессии, разрушительным действиямПерверзный тип – дромомания, гиперсексуальность, сексуальные девиации
Виды поведенческих расстройств Побеги из дома, бродяжничествоАгрессияАутоагрессияПовышенная аффективная возбудимостьГрубостьНедисциплинированностьОтказ от обученияПараутистическое поведениеДисфорическое расстройство поведенияПатологически измененные влеченияВоровствоАктивное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведениеАлкоголизацияТоксикоманическое поведение
Механизм возникновения нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью Результат взаимодействия социально-психических и природно-психических факторов