Инноватика в образовании Автор презентации – И.В.Попова,доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, директор Центра педагогического образования УрГУ
Инноватика педагогическая - отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, его принципы, закономерности, методы и средства.
Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы);поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия,оценки, освоения и применения педагогических новшеств
Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие);по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие;по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);по масштабу использования (единичные, диффузные);по источнику возникновения (внешние, внутренние).
ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ потребности обществаинтеллектуальная деятельность человека
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование;многоуровневое профессиональное образование;непрерывное образование;доступное образование;подготовка специалистов для глобального пространства;качественное образование.
Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; введение профильного обучения в старшей школе;использование реальной научной и производственной сферы;технологизация обучения;использование информационных технологий в образовательном процессе.
Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Условия инновационной деятельности преподавателя:-профессионально-педагогическая подготовка;-профессионально-личностное саморазвитие.
Структура профессионально-педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность).Профессиональная компетентность в базовой предметной области.Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания.Профессиональное творчество.
Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Направления инновационной педагогической деятельности:-использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности;-технологизация обучения;-использование информационных технологий;-учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении;-освоение и внедрение внешнего инновационного опыта;-проектирование авторского инновационного опыта.
Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ:создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.)СУБЪЕКТИВНЫЕ:сформированность мотивов инновационной деятельности;критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам;способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций;принятие риска, неопределенности;готовность к умственным и физическим перегрузкам;обладание различными режимами творчества;умение делиться достижениями.
Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина»,2004. -224 с.Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», 2005. - 224 с.Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., 2004. – 157 с.Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», 2006. – 100 с.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 224 с.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с.Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 222 с.Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – 256 с.Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
КОНТАКТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УрГУ: Директор ЦПО – Попова Ирина Васильевна 620083 г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, ул.Чапаева, д.16,к.212, 203тел. (343) 295-12-58, E-mail: [email protected]