МОУ Черёмушкинская средняя общеобразовательная школа № 1 г. Саяногорска Педагогические чтения Интеграция как эффективный инновационный приём, количественный и качественный показатель изменений в образовании Возможность интеграции в условиях современной школы на примере интегрированного курса «Современная Хакасия» и проекта «Литературная карта Хакасии» Якунина Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы 2011 год
Содержание Из истории интеграции в образовании. Основные подходы интеграции. Решение задач современной школы с помощью метода межпредметной интеграции: интегрированный курс «Современная Хакасия» проект «Литературная карта Хакасии» Формирование ключевых компетенций учащихся и межпредметная интеграция в проектной деятельности.
Большой энциклопедический словарь Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
К. Д. Ушинский (1824-1870г.г.). «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". И. Богуславский «От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку»
Периоды интеграциисередина XIX века первые комплексные программы рубеж XIX-XX вв. ведущая идея в образовании (в Европе)
Периоды интеграцииначало XX века поиск пути в отечественной педагогике I9I5-I9I6 годы реформа школы под руководством графа Игнатьева П.И.
«Родиноведение»Село (школа, улица) Уезд (город) Губерния в I9I5-I9I6 годах
Периоды интеграции1920-е годы апофеоз интегрирования до 1927 года обществоведение объединяло историю, географию и литературу
ИнтеграцияОбществоведение
Дифференциация
Периоды интеграцииначало 30-х годов дифференциация образования вторая половина 80-х годов доминирующая роль интегративных подходов
Основные подходы интеграции: объединение содержания образования отдельных дисциплин в интегративные курсы изучение всех дисциплин только в творчески развивающей парадигме интеграция по методу перевод образовательного процесса на компьютерную основу интеграция по технологии введение общих для всех педагогов способов коммуникативного общения с учащимися на уроках герменевтика
ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Интеграция: дань моде или реальная потребность? «Интегрированные учебные курсы - вершина дезинтегративных процессов в современном образовании; в теоретически бесконечном множестве таких курсов (в каждой школе могут быть свои, а у учителя, особенно к аттестации, их может быть несколько) учебный процесс самопроизвольно дифференцируется…» Учительская газета. - 1998. - № 3. - 10 с.
СОВРЕМЕННАЯ ХАКАСИЯ 10 – 11 классы Программа интегрированного курса Авторы программы: Собянина Ирина Львовна, учитель истории, Янчук Наталья Петровна, учитель географии, Якунина Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы.
Цель курсаФормирование целостного представления о современной Хакасии, ее месте в России и мире. Преподавание самостоятельного интегрированного курса «Современная Хакасия» позволяет перейти от фрагментарного освещения вопросов и проблем национальной истории, экономики и культуры к их комплексному изучению.
Второй Республиканский образовательный Форум. 2006 г. Мастер-класс. Семинар "Преемственность содержания курса "Краеведение" в начальном, основном и среднем звене". Городской семинар "Национально-региональный компонент" (29 августа 2006 г. в г. Саяногорске на базе школы № 2).
Проектная деятельность
Первые хакасские писатели Литературно-художественные издания Литературные организации Литературные места
Формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативной – умение общаться, лингвистической – развитие письменной и устной речи, культурологической – умение работать с реальными объектами как с источниками информации, ценностно-смысловой – умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, формулировать и доказывать собственные ценностные ориентиры.
Интегрированное обучение: способствует развитию научного стиля мышления учащихся; даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; формирует комплексный подход к учебным предметам, повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к предметам, формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.
Список литературы Большой энциклопедический словарь/ под. ред. Лапина И.К. - М.: АСТ 2008. - 1248 с. Латышина А. И. История педагогики: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 584 с. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. - 1996. - №5. - 155 с. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //Педагогика. - 1997. - № 4. - 42 с. Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? //Учительская газета. - 1998. - № 3. - 10 с. Давыдова Е. Нештатный режим, или Как согреть недолюбленных.// Учительская газета. – 2010. - № 51. - 17 с.