Межпредметная интеграция в работе учителя-логопеда и руководителя физического воспитания
Одна из задач любого образовательного учреждения - сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Н.Е. Астафьева Инструктивно-методическое письмо 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения… использование интегрированных занятий позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности» Логопедия и физкультура – важные звенья комплекса здоровьесберегающих технологий
ГИПОТЕЗА:Предполагается, что если занятия интегрированного характера будут вызывать у детей интерес, способствовать снятию перенапряжения, перегрузки и утомления за счёт переключения их на разные виды деятельности, то смогут служить средствами укрепления здоровья, развитию речи и двигательных качеств детей дошкольного возраста.
Цель работы:Создание модели взаимодействия учителем - логопедом и руководителем физического воспитания в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое и физическое развитие детей.
Задачи: создать модель коррекционно-развивающей деятельности руководителя физического воспитания и учителя – логопеда, как условие речевого и личностного развития ребёнка;обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;разработать систему работы и формы взаимодействия учителя-логопеда и руководителя физического воспитания в условиях дошкольной образовательной среды.
Формы работы: Логоритмика, как «терапия движением»Развитие мелкой моторикиФизкультурные минутки Артикуляционная гимнастика Физическая культура
Логоритмика, как «терапия движением» Содействие логопедической работе по коррекции речи путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи
Артикуляционная гимнастика Работа по развитию основных движений органов артикуляции проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития и совершенствования основных речевых движений.
Развитие мелкой моторики Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Такая работа целесообразна для подготовки руки к письму.
Физкультурные минутки Цель: развитие ориентировки в пространстве и координации движений, улучшение осанки, развитие лексического строя речи, речевого дыхания. Физкультминутки являются хорошим средством для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз.
Физическая культура Оздоравливающему эффектуспособствуют правильно организованные занятия по физической культуре, включающие ОРУ, дыхательную гимнастику, упражнения в беге, метании, лазании, прыжках; подвижные игры, после которых обязательными являются упражнения на восстановление дыхания.
Интегрированные занятия Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.
Примерное перспективное планирование на месяц
Распределение воспитанников по физкультурным группам в динамике за три года Динамика развития речи детей дошкольного возраста
Результат: Благодаря совместной работе учителя –логопеда и руководителя физического воспитания удаётся помочь детям преодолеть речевые нарушения, развить физические качества, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, и реализовать двигательный режим дошкольников.
Информационные ресурсы Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №2 2009г.Логопед в детском саду №4 2009г.Движение +движения – формула для малышей. В.А. Шишкина 2003г.«СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально-игровая гимнастика для детей. Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва 2001г.Сеть творческих учителей http://www.edu.ru/Российское образование. Федеральный портал http://en.edu.ru/
Обидина Надежда Анатольевна,учитель-логопед,Чепрасова Марина Анатольевна, руководитель физического воспитания Информация для сотрудничества:Тамбовская область, Сосновский район, р/п Сосновка, улица Лесная 2, ТОГУ «Сосновская школа-интернат»контактный телефон 8-232-26-6-72det @ mail.ruhttp://sosnovkaschoolint,ru
Благодарим за внимание