Логопедическая ритмикав системе коррекционной работыпо устранению дислалии
Основная симптоматика При моторной функциональной дислалии в неречевых психических функциях не отмечается серьезных нарушений: сохранна общая моторика. Лишь у части детей наблюдается незначительное нарушение ручной и пальчиковой моторики. Имеются расстройства вегетативной нервной системы: повышенная потливость ног и рук, устойчивый, расплывчатый дермографизм. Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме. В речевой функциональной системе — дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба; нарушения фонетической и фонематической сторон речи.
При сенсорной функциональной дислалии в неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, недостаточность слухоречевого ритма, музыкального слуха. В речевой функциональной системе — трудности усвоения словесных, фразовых ударений, интонации, модуляции; нарушения фонематического восприятия, пропуски гласных, нередко целых слогов, недоговаривание окончаний, слияние одинаковых гласных, пропуск согласного при стечении, замена звуков.
Система и специфика логоритмической работы Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и формирование звука, автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.
Игра для развития слухового внимания «Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя.Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.
Игра на развитие речевого слуха «Слушай и выполняй». (Музыка Т. Ломовой.). Звучит мелодия «Прогулка». Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные местаМузыкальные произведения исполняются произвольно, и определенной последовательности.Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вместе с педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:Баю-бай, баю-бай,Поскорее засыпай.Ты закрой, закрой глазок,Ты поспи, поспи часок.Баю-бай, баю-бай,Поскорее засыпай.Звучит мелодия «Музыканты», и дети идут бодрым шагом, ударяя в бубны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, мальчики садятся на свои места. Девочки с куклами выбегают на середину зала, танцуют.
Игра на развитие фонематического слуха «Шмели и жуки».Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку. Пи сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны
Игра на развитие артикуляционной моторики «Лошадки» (Музыка М. Раухвергера.).Дети стоят в колонне. Они лошадки.Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» —двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.
Игра на развитие речевого дыхания Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.Сидит Коля на лугу,Он играет во дуду,Хорошо дуда играет.Выговаривает.Выходите-ка па луг.На зеленый луг гулять.На зеленый луг гулятьДа под дудку плясать.Куры, гуси да индюшки Закусили лебедой, Наклевалися петрушки, Побежали за водой. То же левой рукой, затем двумя руками вместе.
Использованная литература Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 144с.(серия «Программа развития»).Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» – 2-е изд. 2003г. Интернет