Логопедия Выполнила: студентка 5 курсаКисляченко Елена
Области специальной педагогики ТифлопедагогикаСурдопедагогикаТифло-сурдопедагогикаЛогопедияОлигофренопедагогикаОбласть специальной педагогики применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата
Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферыОбласть специальной педагогики применительно к хронически больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями
Логопедия — Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельностичеловек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Связь логопедии с другими науками
Признаки нарушений речи: речь говорящего не соответствует возрастной норме;не обусловлены диалектами и незнанием норм языка;закрепляются и спонтанно не устраняются;дают вторичные нарушения.
Историческая справка Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике (изучающая проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами) в XVII в. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.
До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.
Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная школьная логопедия логопедия подростков и взрослых
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности.
Клинико-педагогическая классификация Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи: расстройства фонационного оформления высказывания:Дисфония (афония)БрадилалияТахилалияЗаиканиеДислалияРинолалияДизартрия
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:АлалияАфазия
Нарушения письменной речиДислексияАлексияДисграфияАграфия
Психолого-педагогическая классификация Была создана Р. Е. Левиной с коллективом ученых в 1968 году с целью фронтального обучения детей с нарушениями речи.Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения нарушения в применении средств общения.
Нарушения средств общения фонетическое недоразвитие (ФН)фонематическое недоразвитиеФонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)Общее недоразвитие речи (ОНР)
Нарушения в применении средств общения Заикание
Ученые Ян Амос Каменский учить всех всемуЖан Жак Руссо компенсаторность анализаторовК.Д. Ушинский предъявлял требования к воспитанию правильной речи ребенкаБыла разработана диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой
Выделены модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. РябовойНаучная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. ГиляровскогоЕстественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности