Логопедия. Нарушения голоса
Фонопедия – особая интегративная область логопедии, изучающая голос и методы педагогической коррекции при функциональных и органических его нарушениях.
Фонация – сложный психофизиологический акт, который формируется из физиологических составляющих: 1. Голосообразование – производство гортанного звука.2. Голосооформление – преобразование и оформление гортанного звука в акустический продукт, имеющий индивидуальные характеристики.
Голосовой аппарат энергетический генератор резонаторнаяаппарат: звука: часть:трахея, бронхи, гортань трахея, бронхилегкие, диафрагма полости носа и рта, придаточ- ные пазухи лба и носа
ДыханиеФизиологическое Фонационное Способы подачи звука(голосовая атака):Твердая атакаМягкая атакаПридыхательная атака
Теории голосообразования: Миоэластическая теория (Феррейн, 1741)Нейрохронаксическая теория (R.Husson, 1950)Мукоундулярная теория (J.Perello, 1962)
Акустические характеристики голоса Высота (Гц) – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок.Сила (громкость, дБ) – субъективное ощущение амплитуды колебаний голосовых складок.Тембр - сложное качество, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов.Длительность (продолжительность) фонации – субъективное восприятие продолжительности звучания голоса.
Этапы возрастной эволюции голоса 1. Дошкольный (0-7 лет).2. Домутационный (7-13 лет).3. Мутационный (13-15лет).4. Постмутационный (15-17 лет).5. Становление (17-35 лет).6. Уверенное функционирование (35-60 лет).7. Угасание (60 лет и старше).
Методы исследования строения и функции голосового аппарата. Ларингоскопия.Стробоскопия.Логопедическое обследование:Анализ акустических характеристик;Исследование фонационного поля;Определение «голосового поля»;Психологическое обследование.
Классификация нарушений голоса. ЦентральныеОрганические:ДЦП;ОНМК;неврологические заболевания.Функциональные:истерическая афония ПериферическиеОрганические:хронические ларингиты; парезы и параличи гортаниудаление опухолейрубцовые стенозы гортаниФункциональные:гипертонусные;гипотонусные;спастические дисфонии;фонастения
Функциональные дисфонии - нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений. Патогенез: нарушение координации дыхания, голоса и артикуляции. Субъективные синдромы: общеневрологические и местные расстройства Классификация этиологических факторов:Фонопонозы – патологическое воздействие механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышении его физиологических возможностей.Фононеврозы – психогенные или неврогенные факторы
Гипертонусные нарушения голоса Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок Спастическая дисфония – нейродинамическое расстройство фонации из-за дискоординации работы внутренних, наружных мышц гортани и дыхательных мышц
Гипотонусные нарушения голоса Гипотонусная дисфония – нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Фонастения – функциональное расстройство голоса из-за дискоординации дыхания, фонации, артикуляции и функции резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности.Причины:острые заболевания ВДП;высокая голосовая нагрузка;соматические заболевания;изменения гормонального статуса;психогенные факторы;Недостаточная постановка голоса.
Функциональная (психогенная) афония Отсутствие голоса центрального происхождения, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц, имеющей нейродинамический характер.
Коррекция функциональных дисфоний Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие:Нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС.Нормализация мышечного тонуса.Снятие отрицательных патологических наслоений.Постановка физиологического механизма голосообразования, координация фонаторного акта.Введение нового навыка в повседневную жизнь.Фонопедия (О.С.Орлова):Подготовительный этап.Постановка физиологического и фонационного дыхания.Формирование оптимального физиологического механизма голосообразования.Закрепление навыков голосообразования и голосоведения.
Органические нарушения голоса возникают вследствие анатомических изменений органа или хронических воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются изменениями акустических качеств голоса. Причины: механическое повреждение; термическое, механическое или химическое повреждение; новообразования; воспалительные процессы; нарушения кровоснабжения гортани; дисплазии гортани.
Периферические парезы и параличи гортани. Фонопедия (Е.В.Лаврова):Рациональная психотерапия.Коррекция физиологического и фонационного дыхания.Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений.Автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями.
Фонопедия(хронический ларингит) Ограничение голосовой нагрузки (5-7 дней)Постановка диафрагмального дыханияОбучение приемам комфортного голосоведения и голосооформленияпри гипертонусепри гипотонусеОтработка приемов голосоведения и голосооформления
Новообразования гортани Доброкачественные: узелки певцов папилломы гортани кисты гортани фибромы гортаниЗлокачественные.
Восстановление голоса после удаления гортани Вызывание эзофагального (пищеводного) голоса(С.Л.Таптапова)Подготовительный этап – психотерапия; работа над физиологическим и фонационным дыханием.Формирование заместительного механизма фонации.Овладение навыками пользования псевдоголосом.Автоматизация и введение усвоенного в речь.
Ринофония – нарушение акустических характеристик голоса в результате изменений физиологического носового резонанса. Открытая ринофония (органическая и функциональная; врожденная и приобретенная) – гиперназализованный тембр голоса из-за одновременной работы ротового и носового резонатора.Закрытая ринофония (органическая и функциональная) – пониженный физиологический носовой резонанс.
Коррекционная работа: Активизация небно-глоточного затвора; коррекция дыхания; выработка направленной воздушной струи.Постановка голоса; подготовка органов артикуляции.Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.
Нарушения голоса у детей. Органические: врожденные аномалии строения и функции гол.аппарата; травмы гортани; новообразования гортани.Функциональные: перенапряжения голоса; несоблюдение гигиены певческого голоса; нарушение использования голоса в период мутации; психологические факторы; патологические очаги в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат.
Этапы фонопедической работы: Подготовительный этап – подготовка функционального базиса постановки голоса.Постановочный этап – обучение наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения.Автоматизация и введение в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения.Этап сопровождения – динамическое наблюдение за качеством голосовой функции в различных условиях.
Профессиональные нарушения голоса Классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса:А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса – певцы, актеры, дикторы.Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса – преподаватели, ораторы, переводчики, телефонисты, воспитатели, учителя.В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде – адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры.
Причины нарушений голоса профессионалов: - большая голосовая и нервно-эмоциональная нагрузка; частые простудные заболевания; неблагоприятные условия труда; стрессовые факторы; отсутствие навыков техники речи.
Профилактика нарушений голоса: охрана и воспитание голоса с детства; недопустимость форсирования голоса; пение в соответствующем диапазоне; закаливание организма; постановка голоса; не допускать курения, алкоголя, горячей, холодной, острой пищи; остерегаться простудных заболеваний; предотвращение дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии.