Стадии развития по Эриксону и Фрейду
Примерный возраст От рождения до 1 года Соответствующая стадия по Фрейду – оральная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Базовое доверие против недоверия Значительные события и социальные факторыМладенцы должны научиться доверять другим заботу о них, обеспечивая основные потребности. Если опекуны являются отвергающими или непоследовательными, то младенцы могут рассматривать мир как опасное место, наполненное недостойными доверия или ненадежными людьми. Первичный опекун служит ключевым социальным агентом
Примерный возраст От 1 года до 3 лет Соответствующая стадия по Фрейду – анальная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Автономия против стыда и сомнений Значительные события и социальные факторыДети должны научиться быть «автономными», т. е. самостоятельно есть и одеваться, следить за личной гигиеной и т. д. Неудача в достижении этой независимости может заставить ребенка сомневаться в собственных способностях и постоянно ощущать стыд. Ключевыми социальными агентами являются родители
Примерный возраст 3 – 6 лет Соответствующая стадия по Фрейду – фаллическая По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Инициатива против чувства вины Значительные события и социальные факторы Дети пытаются действовать, как взрослые, и стараются принять на себя ответственность, справиться с которой пока не в состоянии. Иногда их устремления приводят к конфликту с интересами других членов семьи, и эти конфликты могут вызвать у детей чувство вины. Успешное разрешение данного кризиса сохраняет равновесие: ребенок должен сохранить чувство инициативы и при этом научиться не ущемлять права, привилегии других и уважать их устремления
Примерный возраст 6 – 12 летСоответствующая стадия по Фрейду – латентная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Эффективность против чувства малоценности Значительные события и социальные факторыДети должны овладеть важными социальными и учебными умениями. Это период, в ходе которого ребенок сравнивает себя со сверстниками. Если деятельность ребенка достаточно продуктивна, то он приобретает социальные и учебные умения, что позволяет ему чувствовать уверенность в себе. Неудача в приобретении этих важных атрибутов ведет к чувству малоценности. Важными социальными агентами являются учителя и сверстники.
Примерный возраст 12 – 20 летСоответствующая стадия по Фрейду – ранняя генитальная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Идентичность против смешения ролей Значительные события и социальные факторы:Это перекресток между детством и взрослостью. Подросток силится разрешить вопрос: «Кто я такой?» Подростки должны установить базовую социальную и профессиональную идентичность, иначе они останутся в замешательстве по поводу ролей, которые им следует выполнять во взрослой жизни. Ключевым социальным агентом является общество сверстников.
Примерный возраст 20 – 40 лет (ранняя взрослость) Соответствующая стадия по Фрейду – генитальная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Близость против изоляции Значительные события и социальные факторы:Основная задача этой стадии - формирование глубоких дружеских отношений и достижение чувства любви и товарищества (или разделяемой идентичности) в отношениях с другим человеком. Чувства одиночества или изоляции, как правило, появляются вследствие неспособности к формированию дружбы или интимных взаимоотношений. Ключевыми социальными агентами являются возлюбленные, супруги и близкие друзья (обоих полов).
Примерный возраст 40 – 65 лет (средняя взрослость)Соответствующая стадия по Фрейду – генитальная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Генеративность против стагнации Значительные события и социальные факторы:На этой стадии взрослые встречаются с задачами достижения продуктивности в работе и воспитании подрастающего поколения (или других путях заботы о младших). Стандарты «генеративности» определяются той или иной культурой. Те, кто не способен или не желает принять на себя эти виды ответственности, подвержены стагнации и центрированию на себе. Важными социальными агентами являются супруг, дети и культурные нормы.
Примерный возраст Более 65 лет (старость)Соответствующая стадия по Фрейду – генитальная По Эриксону --Стадия развития (психосоциальный кризис): Интеграция «эго» против отчаяния. Значительные события и социальные факторы:Стареющий взрослый оглядывается назад, рассматривая свою жизнь как осмысленное, продуктивное и счастливое переживание -- или как сплошное разочарование, наполненное нереализованными возможностями и невыполненными целями. Жизненный опыт, особенно опыт социальной жизни, обуславливает исход этого последнего кризиса.