Причины задержки речевого развития Зерний Анна Геннадьевна, педагог-психолог
Факторы задержки речевого развития Внешние причины Внутренние причины
Внешние факторы Стрессовые ситуации:родился младший ребеноквнезапный испугсмена места жительства пошли в детский сад (адаптация)резкие перемены в жизни ребенкаПрисутствие братьев-сестер: Старшие дети лучше понимают речь малышей, чем взрослыеМладшие дети особенно с маленькой разницей, прекрасно объясняются жестами и звукамиБлизнецы понимают и чувствуют друг друга на интуитивном уровне
Билингвизм семьи Речь развивалась нормально, пока семья не переехала в другую странуВ семье разговаривают на двух языках Переизбыточное внимание Потакание всем желаниям ребенкаРебенок не достаточно мотивирован на развитие собственной речиПодавление инициативности ребенка
Недостаточное развитие внутри семьи мало говорят с ребенкоммало занимаются речь родителей бедна и невыразительна
Внутренние факторы Наследственный фактор родители тоже поздно заговорилинаследственные болезни (глухонемотаНеврологические проблемыДефекты артикуляционного аппаратаЛичностные особенности ребенкаПроблемы со здоровьемРебенок перенес отитИнфекционные заболеванияПрием антибиотиков приводит к снижению слухаПсихологические травмы ребенка
Осложненная беременностьИнфекционные заболеванияТравмыРезус-конфликтНедоношенностьПереношенностьГипоксия плодаГестозХронические заболевания материУпотребление ПАВСтрессРабота на вредном производстве
Шесть основных причин задержки развития речи Причина первая. Задержка или нарушение развития речи может выступать как часть другого, более общего расстройства развития, например, легкой степени умственной отсталости. Дифференциальный диагноз в этом случае может поставить только специалист.
Причина вторая. Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звукопроизношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к врачу - сурдологу, чтобы исключить нарушения слуха или своевременно заняться их излечением.
Причина третья. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Недоношенный или ослабленный тяжелым соматическим заболеванием ребенок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Иногда речь такого ребенка развита в соответствии с возрастом (а то и опережает его), но иногда он говорит меньше и хуже, чем его сверстники. Впоследствии он "дозреет", окрепнет и вместе с биологическим созреванием уйдет и задержка в развитии речи.
Причина четвертая. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребенка, как вариант нормы. Известно, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1-3 месяца раньше, чем мальчики. Известно, что "поздноговорящие" дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроме того, известно, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. То есть если поздно заговорил один или, тем более, оба родителя, то вероятность того, что относительно поздно заговорят и их дети, существенно повышается. Но если ребенок к трем годам не говорит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть.
Причина пятая. Синдром Маугли или педагогическая запущенность. Ребенок растет в таких условиях, что ему просто не удается научиться говорить. Многим приходилось наблюдать пятилетних детей, выросших в социально неблагополучных семьях, которые в своей повседневной жизни использовали всего около тридцати слов. При этом дети оставались психически здоровыми и, после правильно проведенных коррекционных мероприятий, овладевали речью в полном объеме в соответствии со своим календарным возрастом.
Причина шестая. Ребенок относительно здоров и социально благополучен, но живет в таких условиях, когда речь ему вроде бы и не нужна. Такая ситуация довольно часто создается в детоцентрических семьях, где все помыслы членов семьи направлены на удовлетворение интересов ребенка, или при чрезмерно тесных контактах ребенка с матерью, когда отец всегда на работе, а мать с ребенком всегда вдвоем в четырех стенах и понимают друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. Такой ребенок всегда понят окружающими, его потребности удовлетворены, и говорит он мало, вяло и с неохотой. Достаточно часто в анамнезе таких детей обнаруживается родовая травма, пренатальная энцефалопатия, гипертензионный синдром или еще что-нибудь в этом роде. Сами по себе эти неврологические нарушения выражены у ребенка не очень ярко и вряд ли обусловили бы задержку развития речи, но в сочетании с факторами среды...
Благодарю за внимание!