Психологические особенности подросткового возраста
ВВД Интимно-личностное общение со сверстниками Центральное новообразование Чувство взрослости Главная особенность Переход от детства к взрослости
Особенности развития подростков Подросток ищет ответ на вопрос «Кто я?» Трудности во взаимоотношениях со взрослыми Упрямство, негативизм Поиск друга, подруги, компании Трудности во взаимоотношениях со сверстниками
Выготский Л.С выделил доминанты этого возраста:Доминанта интересов – эгоцентрический интерес к своей внешности, личности;Доминанта дали – установка подростка на большие масштабы в жизни;Доминанта романтики – стремление к неизвестному, новому;Доминанта усилия – тяга к сопротивлению, которое проявляется в хулиганстве, протестах, упрямстве.
Психологические особенности подростков: ВВД – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит освоение новых норм и правил поведения;Новообразования: чувство взрослости, формирование саморазвития, самоотношенияИнтенсивное половое развитие и созревание (бурная физиологическая перестройка организма);Нестабильность эмоциональной сферы, неуправляемость эмоциями и настроением
Формирование самооценки и характераВозможное появление акцентуации характераПовышенная внушаемостьРазвитие логического мышленияСклонность к риску агрессии
Появление сексуальных увлечений и интересовИзбирательность в ученииСензитивный возраст для развития общих и специальных способностей.
Фазы подросткового кризиса: Негативная Посткритическая Кульминационная
Особенности эмоциональной сферы подростка Перепады настроения без особых причинПротиворечие в чувствахСильно проявляется чувство патриотизмаСильно развито чувство принадлежностиПротиворечия подростков возникают не только по поводу его оценки другими, но и самооценки.
Внимание Школьники средних классов могут удерживать внимание преднамеренно минуту, следить одновременно до 4-6 объектами.
Причины невнимательности: Импульсивное поведение Возрастная потребность в двигательной активности Стремление сделать все поскорее и самому
Мышление Приблизительно с 11-12 лет мышление подростка становится более рефлексивным, появляется способность рассуждать на основе общих данных. В 13-14 лет наблюдается интерес к деятельности, но возможности ее выполнения низкие. Хорошо развито творческое мышление, они способны реализовать абстрактные идеи, наблюдается интерес к философским идеям
Память Снижается объем памяти, т.к запоминается то, что интересно. Происходит интеллектуализация восприятия, т.е умение не только видеть объект, но и выделять в нем связи и зависимости.
Этот возраст характеризуется нестабильностью:Частые смены настроенияАффективные взрывностиАгрессияЧастая смена друзей, увлеченийСмена позицийЧасто связано с половым созреванием.
Подростковые проблемы: Вредные привычкиПопытки суицидаВзаимодействие с родителямиБезответная любовьОтветная любовь
Причины подростковых проблем: Плохие взаимоотношения со взрослыми, сверстникамиФизические недостаткиПроблемы во взаимоотношениях с противоположным полом.
Признаки чувства взрослости: Подросток хочет чтобы к нему относились как ко взросломуСтремление у самостоятельностиСтремление выбора стиля одежды, круга общения