Стадии когнитивного развития по Пиаже Дэвид Шэффер. Дети и подростки. Психология развития. Питер. 2003.
Примерный возраст С рождения до 2 лет Стадия Сенсомоторная Основные схемы или способы репрезентации опыта Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности. В плане адаптации при появлении на свет дети обладают только врожденными рефлексами. К концу сенсомоторного периода они приобретают способность к сложной сенсомоторной координации. Основные новообразования Младенцы приобретают примитивное чувство «себя» и «других», узнают, что объекты продолжают существовать вне поля зрения (постоянство объекта), и начинают интериализацию поведенческих схем, ведущих к появлению образов, или ментальных схем
Примерный возраст 2 – 7 лет Стадия Дооперациональный Основные схемы или способы репрезентации опыта Дети используют символизацию (образную и языковую), позволяющую репрезентировать и понимать различные аспекты окружающей среды. Они реагируют на объекты и события согласно внешним аспектам этих явлений. Мышление эгоцентрично (ребенок думает, что каждый видит мир точно так же, как и он сам) Основные новообразования В процессе игровой деятельности дети становятся воображающими существами. Они постепенно начинают осознавать, что другие люди не всегда воспринимают мир идентичным с ними образом
Примерный возраст 7 – 11 лет Стадия Стадия конкретных операций Основные схемы или способы репрезентации опыта Дети приобретают и используют познавательные операции (мыслительные действия, являющиеся компонентами логического мышления) Основные новообразования Дети более не вводятся в заблуждение внешностыо. Опираясь на конкретные операции, они вникают в суть основных свойств каждодневных объектов и событий и связей между ними. Дети становятся гораздо более искусными в умозаключениях по поводу мотивов доступных наблюдению действий других людей и обстоятельств, при которых эти действия происходят
Примерный возраст 11 лет и старше Стадия Стадия формальных операций Основные схемы или способы репрезентации опыта Операции познавательного мышления подростков претерпевают реорганизацию теми способами, которые позволяют подросткам мыслить о мышлении. Мышление становится систематическим и абстрактным Основные новообразования Логическое мышление более не ограничено чем-то конкретным или доступным наблюдению. Подростки получают удовольствие от обдумывания гипотетических вопросов. Они обладают способностью к систематическому, дедуктивному мышлению, позволяющему рассмотреть несколько возможных решений проблемы и выбрать правильный ответ.