Стадии развития личности по Эрику Эриксону
Восемь стадий психосоциального развития (Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)
1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие "Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие", которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других" (Erikson, 1963a, р. 249).
Кризис "доверие – недоверие" Причины кризиса: Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Возврат матери к занятиям, которые она оставила на время беременности Рождение следующего ребенка. Родители, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни.
Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо.
2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу". До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".
Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою самостоятельность и самоконтроль. Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою самостоятельность и самоконтроль. Причины появления стыда: родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии.
5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. (от 12 до 20 лет) «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? » «Куда я иду?» «Кем я хочу стать?» Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.
Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
6. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20 до 25 лет) Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность – инертность Седьмая стадия - от 26 до 64 лет Основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
8. Старость: целостность эго - отчаяние Последняя психосоциальная стадия от 65 лет до смерти. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и твердо сказать себе: «Я доволен». Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Эриксон приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Эриксон приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.