Заикание
Заикание – это нарушение темпа, ритмаи плавности устной речи,обусловленное судорожнымсостоянием мышц речевогоаппарата.
В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров :И.А. Сикорского,Н.Г. Неткачева,В.А. Гиляровского.
До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время всеисследователисходятся во мнении,что при появлениизаикания имеетзначение рядфакторов.
Причины заикания:1 Определённый возраст ребёнка.2 Состояние центральной нервной системы.3 Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.4 Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.
5 Наличие психической травматизации.6 Генетический фактор.7 Половой деформизм.
Можно перечислить ещё целый рядфакторов, которые могутпредшествовать появлению заикания:Соматическая ослабленность,Неправильные формы воспитания,Аномальные черты характера,Неблагоприятная социальная среда и т.д.
При заикании, как правило,отсутствует специфическая одиночнаяпричина, вызывающая данную речевуюпатологию, поскольку для этогонеобходимо сочетание ряда факторов.Итак, рассмотрим каждый из этихфакторов отдельно.
Определённый возраст ребёнка По данным многочисленных наблюдений, в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7 лет. Наиболее часто заикание появляется в период формирования развёрнутой фразовой речи.
Состояние центральной нервной системы Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, а у части детей не обнаруживается. В то же время поведение детей характеризуется, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует о функциональных отклонениях в состоянии центральной нервной системы.
Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. Большое значение в появлении заикания может изменить темп речевого развития. Появление развёрнутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребёнка.Фиксация внимания ребёнка на итерациях может провоцировать появление заикания.
Особенности формирования функциональной асимметрии мозга. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую ЦНС особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.
Наличие психической травматизации. Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.
Генетический фактор Комплексное исследование патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания, проведённое под руководством Шкловского В.М., показало, что предпосылками возникновения этой речевой патологии является наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, которая развивается вследствие осложнений при родах. Известно, что генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.
Половой деформизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с эти речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.
Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают всех причин, с которыми может быть связано появление заикания.Однако, здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.
ЛИТЕРАТУРА:
ПРЕЗЕНТАЦИЮ«Причины развития заикания»