Заикание – Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров : Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров : И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева, В.А. Гиляровского.
В то же время все В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.
Причины заикания: Причины заикания: 1 Определённый возраст ребёнка. 2 Состояние центральной нервной системы. 3 Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. 4 Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.
5 Наличие психической травматизации. 5 Наличие психической травматизации. 6 Генетический фактор. 7 Половой деформизм.
Можно перечислить ещё целый ряд Можно перечислить ещё целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания: Соматическая ослабленность, Неправильные формы воспитания, Аномальные черты характера, Неблагоприятная социальная среда и т.д.
При заикании, как правило, При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов. Итак, рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
По данным многочисленных наблюдений, в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7 лет. Наиболее часто заикание появляется в период формирования развёрнутой фразовой речи. По данным многочисленных наблюдений, в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7 лет. Наиболее часто заикание появляется в период формирования развёрнутой фразовой речи.
Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, а у части детей не обнаруживается. В то же время поведение детей характеризуется, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует о функциональных отклонениях в состоянии центральной нервной системы. Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, а у части детей не обнаруживается. В то же время поведение детей характеризуется, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует о функциональных отклонениях в состоянии центральной нервной системы.
Большое значение в появлении заикания может изменить темп речевого развития. Появление развёрнутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребёнка.Фиксация внимания ребёнка на итерациях может провоцировать появление заикания. Большое значение в появлении заикания может изменить темп речевого развития. Появление развёрнутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребёнка.Фиксация внимания ребёнка на итерациях может провоцировать появление заикания.
Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую ЦНС особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую ЦНС особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.
Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.
Комплексное исследование патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания, проведённое под руководством Шкловского В.М., показало, что предпосылками возникновения этой речевой патологии является наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, которая развивается вследствие осложнений при родах. Известно, что генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.
У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с эти речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.
Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают всех причин, с которыми может быть связано появление заикания. Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают всех причин, с которыми может быть связано появление заикания. Однако, здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.
ЛИТЕРАТУРА: ЛИТЕРАТУРА: