Речь неразрывно связана с развитием всех психических функций (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности и поведения ребенка. Речь неразрывно связана с развитием всех психических функций (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности и поведения ребенка.
Первые голосовые реакции детей непродолжительны, появляются обычно в 1,5 – 2-месячном возрасте, иногда на 1 – 2 нед. раньше. Конечно, это еще бессвязные звуки, ребенок просто гулит. Первые голосовые реакции детей непродолжительны, появляются обычно в 1,5 – 2-месячном возрасте, иногда на 1 – 2 нед. раньше. Конечно, это еще бессвязные звуки, ребенок просто гулит.
После 2 мес. ребенок гулит чаще, не только в ответ на речь взрослого, но и когда у него хорошее настроение, он играет игрушкой, смотрит на нее. После 2 мес. ребенок гулит чаще, не только в ответ на речь взрослого, но и когда у него хорошее настроение, он играет игрушкой, смотрит на нее.
В 3 – 4 мес. ребенок издает разные звуки, часто и по разнообразным поводам. Малыш, например, гулит, играя погремушками. Характер гуления постепенно изменяется: отдельные короткие звуки становятся протяжными (а-а-а, у-у-у). В 3 – 4 мес. ребенок издает разные звуки, часто и по разнообразным поводам. Малыш, например, гулит, играя погремушками. Характер гуления постепенно изменяется: отдельные короткие звуки становятся протяжными (а-а-а, у-у-у).
К 5 – 6 мес. малыш начинает лепетать, произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.), не придавая им еще истинного значения. К 5 – 6 мес. малыш начинает лепетать, произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.), не придавая им еще истинного значения.
С 6 – 7 мес. ребенок все лучше понимает обращенные к нему слова, причем очень тонко улавливает даже интонацию голоса, и активнее проявляет стремление к общению: тянется к взрослым, детям, движения с игрушками сопровождает лепетом, подражает звукам и движениям взрослых. С 6 – 7 мес. ребенок все лучше понимает обращенные к нему слова, причем очень тонко улавливает даже интонацию голоса, и активнее проявляет стремление к общению: тянется к взрослым, детям, движения с игрушками сопровождает лепетом, подражает звукам и движениям взрослых.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.