Составление индивидуальной коррекционно - развивающей программы ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи Деловая игра ПодготовилаПриловская И.А.учитель-дефектологГУО «Пинковичский ясли-сад Пинского района»
Определение целей и задач ППС Определить уровень интеллектуального развитияОпределить уровень речевого развития Выявить личностные особенностиОпределить состояние здоровья Обсудить проблемы ребенка в ракурсе информации всех специалистов Выделили главное, что требует коррекционного внимания в первую очередьУтвердили индивидуальный образовательный маршрут или траекторию движенияСоставить план индивидуального сопровождения Разработать индивидуальную программу
Структура программы Краткая характеристика ребенка (Заключение и рекомендации ПМПК. Результаты стартовой диагностики). Цель программы. Задачи программы. Условия реализации программы: 1. Медицинское сопровождение 2. Логопедическое сопровождение 3. Педагогическое сопровождение4. Психологическое сопровождениеРезультаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной комплексной программе.Выводы и рекомендации по эффективности программы.
Содержание индивидуальной программы Содержание программы базируется на основе взаимодействия учителя-дефектологавоспитателей, педагога-психолога, медицинских работников Может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются 3 направления деятельности:диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.
Диагностико-аналитическая деятельность Определяется уровень интеллектуальногоречевого развития,особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.
Организационно-методическое направление Включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий
Условия реализации программы Ключевые позиции в реализации программы принадлежат учителю-дефектологу. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности. Обязательным является участие родителей. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)
Способы взаимодействия специалистов Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.)Разработка календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики Коррекционно-развивающие , интегрированные занятия Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний Взаимопосещение занятий, консультативный диалог Совместная стендовая информация
Способы изучения результативности программы. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.) Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка Открытые занятия, практические показы Видеосъемка, аудиозапись Самоанализ Участие детей в различных фестивалях, конкурсах. Адаптация детей в социуме
Индивидуальная коррекционная программа Оптимизирует коррекционный процесс Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДУ Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей