Содержание логопедической работы при моторной алалии
Аннотация Проект представлен тремя частями.
Первая часть теоретическое обоснование проблемы краткие о данном речевом нарушении
Вторая часть представлена этапами логопедической работы прописаны: цель, задача, методические рекомендации. Рекомендациями к работе Основными направлениями и содержание м коррекционно-педагогической работы при моторной алалии
Третья часть содержит практический поэтапный материал по преодолению моторной алалии. по два конспекта на каждый этап, зависимости от уровня развития речи.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Актуальность Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения.Встречается чаще сенсорной алалии.
Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии Развитие речи Развитие личностиРазвитие сенсорных и двигательных возможностей
Рекомендации к организации работы с моторными алаликами Раннее начало работыСоздание благоприятных для развития речи ребенка условий, исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды.Связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью ребенкаСтрогая дозировка занятийИспользование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного. Индивидуальный подход ребенку Обеспечение возможности общения ребенка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Учет основных закономерностей развития речи детей в ходе нормального онтогенеза Системное воздействие на все нарушенные компоненты речи
Первый этап Цель:Формирование первоначальных речевых навыков в систему речевого общений
Задачи Формирование речевой активности Формирование активного и пассивного словаря
Клиническая картина Употребление однословных предложенийОбщается жестами, иногда в сопровожденииголосовых реакцийВ звукопроизношении отмечается неопределенность, нет четкой и постоянной артикуляцииНепонимание мужского, женского и среднего родаРебенок молчаливМногозначность лепетных словОтсутствие понимания грамматических форм слов Практически отсутствует собственная речьНе стремиться к речевому общениюРечевая стимуляция сниженаЛепетные слова сопровождаются мимикой, некоторые мимические знаки закрепляютсяОтсутствие критического отношения к своему дефекту
Методические приемы Создание различных игровых ситуаций требующей различной реакции от ребенкаДопускается использование звукокомплексовВсе речевые реакции подхватываются, поощряются, не исправляются первое времяРазвивается подражательность, смягчает явления оральной апраксииПроводиться артикуляционная гимнастика, в игровой форме
Второй этап Цель: развитие словаря и фразовой речи
Задачи второго этапа обучения Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различения форм словаРазвитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса практического усвоения простых грамматических категорий.Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова:Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря;Развитие сознательного воспитания речи.
Характеристика этапа Словарь увеличивается в основном за счет выученных слов. Становятся часты различные искажения слов: а) сокращения, б) перестановки в) более сложные искажения —литеральные парафазии; г) расширенное употребление слов - вербальные парафазии.Расширяется возможность правильного повторения некоторых звуков в изолированном звучании.С развитием словаря могут самостоятельно появляться новые звуки, но произношение всех звуков остается неустойчивым в слове и зависит от сложности слоговой структуры слова, от других звуков, входящих в слово.В конце этого этапа словарь начинает обогащаться быстрее, притом за счет самостоятельно появляющихся у ребенка слов на основе подражания речи окружающих. Слова часто употребляются самостоятельно, хотя не всегда к месту.На фоне всех описанных явлений все чаще отмечаются поиски артикуляции
Третий этап Цель:Формирование речевого высказывания, как основной единицей речевого действия.
Задачи Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы Работа над развитием описательного рассказаРабота над диалогом
Клиническая картина: Характеризуется появлением фразы в речи ребенка. У ребенка богатый словарный запас, парафазий становится меньше, они менее грубые. Звукопроизношение уточняется, остается смешение звуков. В быту ребенок использует короткие фразы, при усложнении фразы появляются грубые аграмаматизмы.
Методы и приемы работы: Отраженное повторение за логопедом фраз, выражений;Ответы на вопросы, дополнение предложений;Работа с деформированным текстом;Составление предложений по сюжетным картинкам;Заучивание легких стихотворений;Пересказ прослушанных рассказов,сказок.
Содержание работы: I.Формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений.II. Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаряIII. Формирование анализа словесного состава предложения и закрепление на этой основе фразового стереотипа.
Четвертый этап Цель:Формирование коммуникативных умений и связной речи.
Задачи Развитие связной речи Формирование коммуникативных уменийПредупреждение аграмматизмовОбучение грамоте
Клиническая картина: Появляется возможность пользоваться связной и контекстной речью;Ребенок может посещать общеобразовательную или вспомогательную школу; При усвоении школьной программы возникают трудности: Трудности восприятия и воспроизведения устной и письменной речи:а) аграмматизмыб) искажение словв) замены букв и звуков
Для работы предлагаются следующие упражнения: - чтения слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. - чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав определенных слов, и выкладывание из этих слогов слов под соответствующими предметными картинками;- чтение слов и их дифференциация по слоговому составу - чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком;- чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями - чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти;- чтение слов с пропущенными буквами и словами и дополнение их указанными элементами, сначала с опорой на соответствующие картинки, а затем без указанной опоры;
- чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. - прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв разрезной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамматической форме с опорой на картинку. - чтение несложного связного текста и показ соответствующих предметов по картинке;- чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тексту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложение и повторить их устно;- чтение текста, ответы на вопросы, пересказ текста;- чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.
Практическая часть представлена в виде приложения текстовым документом.
Заключение Несмотря на то что вопрос коррекции моторной алалии является достаточно объёмным и спорным.В нашем проекте мы постарались выявить основные направления, рекомендации, этапы и представили практический материал коррекции данного нарушения.