Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в коррекционной школе VIII видаУчитель ГБСКОУ школы № 439 Гладык Т.Р.
Основными направлениями работы учителя коррекционной школы при создании здоровьесберегающего пространства являются: построение образовательного процесса на индивидуальной основе;здоровьесберегающая организация учебного процесса;здоровьесберегающая методика обучения;освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
Построение образовательного процесса на индивидуальной основе возможно с учётом типологических особенностей ученика: тип темперамента доминирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти морфофункциональная конституция биохимическая специфика организма психологический тип половозрастные особенности
Совокупность данных позволяет точно представить личность ученика и обеспечивает индивидуальный подход к обучению: индивидуализация учебных заданий, коррекция поведения ученика, воспитание отдельных сторон общей культуры, развитие и активизация положительных качеств и способностей.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса рациональная организация процесса образования: структура учебного года и расписание учебных занятий. повышение работоспособности до оптимального уровня: утренняя зарядка, упражнения, подготавливающие школьника к умственной деятельности; подготовка рабочего места правильная организация учебной деятельности: интенсивность, смена периодов активности, индивидуальные особенности школьников, условия выполнения самой работы , самочувствие.
Внешние признаки утомления
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, конечным звеном которого в биологическом плане является движение. Если же ученик в процессе умственной деятельности двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Кроме того, в организме в течение учебного дня скапливается значительный объем гормонов, сопровождающих развитие стресса. Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления, а после завершения учебной работы позволяет снять застойную “рабочую” доминанту и устранить накопившиеся гормоны стресса. Это явление получило название “активного отдыха” (И.М.Сеченов).
Задачи физкультминуток предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности; устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе; профилактика нарушений зрения; устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон
Здоровьесберегающая методика обучения Рациональная организация урока Комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления – чтение, игры, разучивание комплекса физических упражнений. Физкультминутки на уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса – фазы двигательного беспокойства.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя коррекционной школы знакомство с результатами медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе; координация работы по формированию предпосылок здоровья; координирование межпредметных связей так, чтобы каждая дисциплина способствовала подкреплению знаний, полученных на других уроках выработка стратегии и тактики индивидуального обучения;
Критерии оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании; отслеживание соответствия СанПиН: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. обеспечение сильной, оперативной прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку; обеспечение интереса к предмету и уроку; обеспечение настройки учеников на урок, обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока;
обеспечение фактора фиксации внимания в фазе работоспособности; планирование обоснованных переходов от одного этапа урока к другому, смены одних форм другими; проведение пауз специального воздействия; постоянное внимание к охране зрения; соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся; реализация индивидуально-личностного подхода к оценке знании: выбор адекватной сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечение дифференцированного подхода к учащимся; контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий возможно учителями в ходе самообразования и при участии в работе специальных семинаров по темам: “Образование и здоровье учащихся”; “Психофизиологические особенности школьников”; “Культура здоровья и ёё воспитание”; “Психология общения”; “Учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся”; “Методы предупреждения утомления”, “Здоровье учителя и пути его обеспечения” и др.
Литература 1.Вайнер Э. Как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей. – М.:Чистые пруды, 2006.2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: “ВАКО”, 2004.3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
Приложение
КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес.(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа) Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела Детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!Полетела на носок.З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту) Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ФИЗМИНУТКИДЕРЕВЦЕ Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе) Закачалось деревцо.(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) Ветерок всё тише-тише,(плавно опустить руки) Деревце всё выше-выше. (поднять руки и тянуться вверх)
ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТНа болоте две подружки,Две зеленые лягушкиУтром рано умывались,(имитировать умывание) Полотенцем растирались.(имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали, Ручками хлопали.Вправо-влево наклонялисьИ обратно возвращались.(имитировать движения, указанные в тексте)Вот здоровья в чем секрет:Всем друзьям – физкульт –п ривет!(резко поднять руки вверх)
БАБОЧКАСпал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) И вдруг проснулся.(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся.Взвился вверх и полетел.(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется. («летать», имитируя движения бабочки)
ВОДИЧКАВодичка, водичка,(двумя руками по- очереди показывать, как сверху льется водичка) Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание) Чтобы глазки блестели,(дотрагиваться до глазок по - очереди) Чтобы щечки краснели, (тереть щечки) Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик) И кусался зубок. (стучать зубками, показывать, руками, как закрывается ротик)
КУЛАЧОККак сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок.(поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку,(распрямить кисть) Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх)
ЗАЙЧИКИЖили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки) На лесной опушке.( описывать окружность перед собой) Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки) В серенькой избушке (сложить руки над головой ) .Мыли свои ушки, (имитировать мытье ушек) Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
ИГРОВЫЕ ПАУЗЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯУЗНАЙ ПО ЗВУКУЦель: развитие слухового внимания и фразовой речи.Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звукиХод игры:Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.За каждый правильный ответ ребенок получает награду.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым не произносят.Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.Ход игры:Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:—Возьми мишку и посади в машину.—Возьми мишку из машины.—Посада в машину куклу.—Покатай куклу в машине.Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.
БЕГИ НА НОСОЧКАХЦель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма. Материал: бубен Ход игры:Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения; под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.
ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.Материал: звоночек.Ход игры: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок во время игру не открывал глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
ИГРА В ЛОШАДКИЦель: обучение ребенка подражанию движениям лошадей и звукам, которые они издают; воспитание чуткого отношения к животным.Ход игры: Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лошадок», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и заплетают гриву».Все стоят в «конюшне» — в отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«ворота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота - выезжаем со двора. Но, но, поехали!»«Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: «И-го-го!». «Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тру-у-у!» Гоп, лошадка, не лениться, Выше ножки поднимай!