Суть изменений анализа современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Паршукова Е. Г.учитель начальных классов МОБУ «Лицей №3»г.Оренбурга
Урок современного типа В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Схема анализа урока по результатам ФГОС Учитель:____________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.). Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения). Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.). Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий; - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока. 1. …
1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты;• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.• включение детей в деятельность;• выделение содержательной области.Приёмы работы:• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцу.Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1. 4-5 минут;2. Возникновение проблемной ситуации.• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);• создание проблемной ситуации;• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.• 4-5 мин;Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действийЦель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин;• Способы: диалог, групповая или парная работа:• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.• организация самостоятельной исследовательской деятельности;• выведение алгоритма.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действийЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут;• Способы: фронтальная работа, работа в парах;• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действийЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.• 4-5 минут;• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);• Выполняется письменно;• Методы: самоконтроль, самооценка.При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.• 7-8 минут;• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.• 2-3 минуты;• Вопросы:• Какую задачу ставили?• Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом?• Какие получили результаты?• Что нужно сделать ещё?• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются скомментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи .
Продуктивные задания – главное средство достижениярезультата образования
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Спасибо за внимание!