Каникулы – это время человеческой фантазии. Сколько интересного можно придумать для себя и для своих друзей! (Из сочинения школьника).Комплексная программа развития системы летнего отдыха,оздоровления и занятости детей «Лето – век 21»
Цель программы: обеспечение необходимых материально-технических, организационных, кадровых, научно-методических, информационных, педагогических условий для моделирования воспитательного пространства в период летних каникул с целью содействия социализации личности ребенка, его самоопределению в социуме, формированию потребности в совершенствовании, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе.
Задачи программы: Создать условия для оздоровления и восстановления физических и душевных сил детей и подростков; Создать благоприятные условия для стабилизации и развития системы отдыха, досуга, оздоровления и занятости разных категорий детей в летний период; Обеспечить участие подростков в дополнительных образовательных программах, ориентированных на экологию, спорт, туризм, краеведение, танец и т. д. Обеспечить в обязательном порядке отдых детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, из многодетных и неполных семей, находящихся в социально-опасном положении. Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Этапы выполнения программы.Диагностико-информационный, в течение которого идет координация работы всех субъектов, включенных в систему летнего отдыха, разработка и аппробация целевых программ, изучение потребностей, выявление основных проблем.Основной - распространение положительного опыта, внедрение инноваций.Аналитический – отслеживание результатов деятельности в рамках программы с целью выявления ближайшего развития и дальнейших перспектив; выработка рекомендаций и постановка новых задач.
Основное содержание программы и механизмы ее реализации. Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативно-правового, кадрового, организационного, научного, программно-методического, практического обеспечения. Предусмотрен механизм управления реализацией программы, а также координация деятельности субъектов ее выполнения.
Раздел 1. Нормативно-правовая база, программно-методическое обеспечение. Проведение мониторинга нормативно-правовой базы субъектов летней оздоровительной кампании. Разработка, апробация, корректировка целевых программ: «Спорт и здоровье», «Город здоровья», «Энергия будущего», «Наследие», «Музейное дело» «Ребята с нашего двора», «Патриот», «Село мое родное», «Лидер», «Ваш выбор», «Красный, желтый, зеленый», «Вместе дружная семья», «В мире волшебных муз», танцевальный, «Экодром», «Зеленая орбита», «Красный, желтый, зеленый» и других. Подборка и разработка документов, методических материалов «В помощь организатору летней работы с детьми». Разработка и подбор вариативных программ летнего отдыха детей. Разработка рекомендаций по итогам прошедших этапов. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности.
Раздел 2. Работа с кадрами. Расстановка и подбор кадров. Тематические совещания с руководителями образовательных учреждений. Тематические совещания с организаторами летнего труда и отдыха, педагогами-организаторами подростковых клубов. Собеседования с руководителями учреждений образования, дополнительного образования по вопросам организации летней оздоровительной кампании. Обучение кадров: семинары-практикумы для педагогов-организаторов; инструктивные совещания; учеба по реализации новых санитарных правил и норм, по обеспечению охраны жизни и здоровья детей в образовательном учреждении. Практический семинар для организаторов летнего труда и отдыха учащихся. Подведение итогов летней оздоровительной кампании. «Круглые столы» обсуждения по проблемам.
Раздел 3. Научное и информационное обеспечение. Системный анализ реальной практики летней работы с детьми. Исследовательская работа по обеспечению развития системы летней оздоровительной работы. Поддержка инноваций в воспитательной практике организации летнего отдыха детей. Проведение конференции «Воспитание детей в условиях летних каникул». Подборка материалов «Опыт организации летнего труда, отдыха и занятости несовершеннолетних» /программы, концепции, практика/. Формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам проведения летней оздоровительной кампании. Отражение хода летней работы в средствах массовой информации. Представление материалов из опыта работы учреждений образования на районный и областной этап конкурса «Каникулы – всегда хорошая пора!».
Раздел 4. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков – одно из условий выполнения программы, повышения эффективности воспитательного воздействия летнего времени. Решению задач взаимодействия будут способствовать: совместная разработка целевых программ организации летней работы с детьми; координация деятельности; поддержка инициатив общественных детских и молодежных объединений и организаций; распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по вопросам организации летней занятости подростков; заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве в области организации летнего отдыха детей района .
Раздел 5. Практическая организация различных форм оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков в летнее каникулярное время. Сохранение и развитие системы летнего отдыха детей. Открытие на базе учреждений образования и дополнительного образования оздоровительных лагерей дневного пребывания, профильных лагерей, лагерей труда и отдыха, ремонтных звеньев, овощеводческих бригад. Организация работы лагеря «Этнограф» при содействии областной школы народной традиционной культуры. Организация работы экологических экспедиций при содействии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Направление талантливых детей в областные профильные лагеря. Устройство детей-сирот и детей, находящихся под опекой и попечительством в загородные лагеря Великоустюгского и Никольского районов. Организация работы трудовых объединений школьников. Организация ученических предприятий «Школьник», «Подросток». Организация воспитательной работы с детьми в летнее время по месту жительства.
Программы организации летнего отдыха детей предусматривают много различных мероприятий, которые позволяют школьникам без значительных материальных затрат полноценно отдохнуть, узнать много нового и не жалеть о бесцельно проведенных днях летних каникул. Программа лагеря дневного пребывания «Город здоровья» направлена на создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организацию досуга учащихся младших и средних классов, развитие творческих способностей, воспитание культуры поведения, формирование у школьников навыков общения и толерантности, привитие навыков здорового образа жизни. Ожидаемые результаты: укрепление здоровья детей, развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми, выработка рекомендаций для родителей и педагогов по проблеме здоровья.
К работе привлекаются воспитатели, учителя физической культуры, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, преподаватели школы искусств, библиотекарь, технический персонал школы. Содержание включает: тематические минутки здоровья (ежедневно); подвижные и интеллектуальные игры; беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, часы творчества, занятия по интересам, водные процедуры и др. Особый интерес вызывают мероприятия: праздник «Танцуй и пой! Пой и танцуй!», интеллектуальные игры «Сильное звено», «Зов джунглей», «Звездный час», «Угадай мелодию»; конкурс «Фабрика звезд», день музыки, инсценирование сказок, час творчества, день юмора, конкурс фантастических проектов, экологический десант, спортивные тренировки; игры «Найди клад», «Сладкое дерево» и др.
2. Организация работы летнего оздоровительного туристско-краеведческого лагеря. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, чем активизирует процесс социализации. Эффективное использование средств туризма и краеведения в условиях летнего оздоровительного лагеря дает возможность шире познакомить школьников с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории, культуры, приобщиться к исследованию родного края в разных формах. В познании родного края развивается гражданственность и патриотизм, другие ценные личностные качества. Усилия педагогического коллектива направлены на поиск оптимальных форм туристской, краеведческой и экскурсионной работы в летнем оздоровительном лагере, создание условий для творческой детской самодеятельности.
Работа в лагере может быть по трем направлениям: Турград, Город мастеров, Играй-город.Турград включает обучение подростков основам туристского быта, правилам поведения в лагере, в походе, ознакомление с элементами туристской техники, топографии и ориентирования, с историей, культурой, природой края. В Турграде работают:«краеведы» (творческое объедение «Туристы-краеведы»);«зеленые» (творческие объединения «Юный эколог», «Азы народной медицины»);полигон приключений (объединение «младшие инструкторы по туризму). Игры «Найди клад», «Сладкое дерево» и т. д.
В Городе мастеров работа направлена на вооружение подростков знаниями и умениями, необходимыми в жизни, расширение кругозора и развитие способностей.В Городе мастеров работает Кузница мастерства: мастерская прикладного искусства (творческое объединение «Народные ремесла»); кулинарная мастерская (творческое объединение «Юные кулинары»); студия вокального искусства; студия танцевального искусства; творческое объединение «Этикет»; экскурсионное бюро.
Деятельность Играй – города направлена на развитие творческих способностей подростков, удовлетворение их потребностей, связанных с расширением сферы общения.В играй-городе работают: игровая поляна; игротека; театр игры («Народные праздники»).Каждый день лагерной смены предлагает занятия в творческих объединениях, развлекательные и оздоровительные мероприятия:конкурс знатоков по охране природы;праздник полной луны;сюита народных игр;брейн-ринг «Знаешь ли ты свой край?»однодневный поход в форме ролевой игры;праздник воды;конкурс краеведов;спортивный праздник;праздник добрых соседей. Программа позволяет удовлетворить потребности ребенка в общении, досуге, разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
3. Организация работы лагеря патриотической и духовной направленности «Наследие». Цели лагеря: Выполнение программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию участников лагеря.Педагогические задачи:1. Организация доверительных, сотруднических отношений детей и взрослых в лагере.2. Учет индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка.3. Создание духовно-нравственной атмосферы пребывания ребенка в коллективе. 4. Воспитание патриотизма.5. Знакомство с основами православной культуры (беседы, факультативные занятия).Программа включает: проведение теоретических и практических занятий по начальной военной подготовке и туризму; спортивные соревнования; поход с ночевкой; посещение районного краеведческого музея «Военная слава Отечества»; военная тактическая игра «Зарница»; посещение сквера Победы и памятных мест, организация встреч с ветеранами ВОВ; верховая езда на лошади и другие мероприятия. Ожидаемые результаты:участники лагеря патриотической и духовной направленности «Наследие» получат знания, умения и навыки по истории Отечества; познакомятся с армейскими командами в строю; узнают и опробуют простейшие виды борьбы; изучат материальную часть автомата Калашникова (АКМ), научатся проводить его сборку и разборку, производить стрельбу по неподвижным мишеням.
4. Непрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников. ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ НА ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ включает: Хореография. Практические занятия в танцевальном зале в виде игр-занятий. Экскурсия в школу искусств. Просмотр видео по танцу на экране; история и элементы, движения танца. Продолжение изучения танца и практические занятия. История и элементы, движения танца. Хореография. Практические занятия в танцевальном зале в виде игр-занятий. Просмотр концертных видеозаписей, фотоальбомов. История и элементы, движения танца. Хореография. Концепция построения танца. Практические занятия в танцевальном зале в виде игр-занятий. Посещение спортивной школы. Танцевальные занятия с инструктором. Музыкальная релаксация, оздоровительный чай. История и элементы, движения танца. Хореография. Концепция построения танца. Практические занятия. Музыкальная релаксация, "девичьи посиделки"с педагогом и инструктором по танцу. Украшение зала празднования и сцены для возможных собственных показательных выступлений. Подготовка импровизированных костюмов для танцевальных импровизаций. Праздничная программа. День отдыха и праздничного настроения. Просмотр видео на экране танцевальных концертов других коллективов. Фотографии на память. Вручение Дипломов, Грамот.
5. Модель деятельности школьного музея. Внедрение программы объединения «Музейное дело». Моделью образовательной деятельности школьного музея предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы.Ценностные ориентиры:Гражданско-патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти;Укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;Формирование у обучающихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы;Развитие личности, творческой активности детей.
Содержание деятельности на базе музея: Проведение занятий по литературе по теме «Стихи, рожденные войной», «А музы не молчали», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Творчество поэтов-земляков», «Творчество юных», «Школа юного журналиста» и другие. Занятий по истории – по темам «Наш край в годы В. О. в.», «Наши сверстники в годы войны», «Любовь и верность, преданность и память», «В. О. в. в истории страны и в истории родного края». Занятия ИЗО по теме «Война в истории моей семьи», «Мой край родной», «Профессии нашего края», «С любовью к природе», «Люби и знай свой край» и др. Содержание воспитательного процесса: культура поведения в музее; семейный фотоальбом, родственники – участники В. О. воны, труженики тыла; правила хранения фотографий, реликвий, медалей, орденов; понятия «Книга памяти», «обелиск», «мемориал»; операция «Милосердие»; «Вахта памяти», патриотические акции, возложение венков к памятникам и обелискам; школьные экспедиции, день открытых дверей в музее. Развитие мотивации ребенка к заинтересовавшей его музейной деятельности (экскурсовод, архивист, художник – экспозиционист, сценарист, поисковик, менеджер – музейщик и т. д.)
5. Программа организации летнего отдыха детей «Энергия будущего» включает:работу лагеря дневного пребывания;индивидуально-трудовую деятельность школьников;работу на учебно-опытном участке;работу производственной ремонтной бригады;работу разновозрастного отряда;работу в подшефном хозяйстве.Основные задачи деятельности:выполнение хозяйственных и подсобных работ в школе;осознание труда как социально значимого процесса и источника благосостояния;личностная самореализация в труде:развитие и пропаганда идей коллективизма;ориентация взглядов молодых людей на трудовую деятельность как главную движущую силу исторического процесса.
6. Экологическая смена «Экодром» летнего экологического лагеря дневного пребывания. Одним из направлений выхода из экологического кризиса является развитие системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, то есть экологическая революция мышления.Цель программы: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.Задачи:совершенствование оздоровительной работы в летнем лагере;создание учебной экологической тропы как фактора формирования культуры поведения детей и подростков в природной среде;привлечение максимально большого количества детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни;совершенствование педагогических методов экологического воспитания детей и подростков.
Основное содержание.Воспитательно-оздоровительный процесс включает 2 блока: экологический и оздоровительный.Экологический блок состоит из следующих разделов:подготовительный курс;учебные экскурсии и прогулки;работы по созданию экологической тропы;«Классическая экология», «Экология человека», «Социальная экология; природоохранная деятельность;творческо-практические досуговые мероприятия; познавательная и воспитательная польза экологических троп.Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:организация двигательной активности;создание условий для оздоровительного режима дня;обеспечение рационального питания;профилактическая работа и закаливание;комплекс психотерапевтического и эмоционального взаимодействия.Ожидаемые конечные результаты.Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:улучшить ситуацию с организацией охраны и оздоровления окружающей среды, а также организацией отдыха и оздоровления детей и подростков;увеличить число детей, охваченных организованными формами летнего отдыха;приобщить детей и подростков к здоровому образу жизни;внедрить новые формы и методы экологического воспитания.
Схема управления программой. Управление программой осуществляет Управление образования Кичменгско-Городецкого муниципального района, межведомственная комиссия по организации летнего труда и отдыха несовершеннолетних под руководством заместителя Главы района. Непосредственное участие в управлении программой принимают руководители образовательных учреждений, руководители детских общественных объединений:участие в работе расширенных заседаний межведомственной комиссии;обсуждение данных проблем на заседании муниципального совета, совещаниях руководителей образовательных учреждений;участие в работе «круглых столов», конференций, семинаров.
Ожидаемые результаты.Обновление системы организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков.Сохранение и развитие районной системы летнего отдыха детей.Выполнение в значительной степени социального заказа общества.Создание единого воспитательного пространства в масштабе района и, как следствие, выход на новый качественный уровень воспитательной работы.Сужение девиантного пространства, сокращение количества правонарушений в подростковой среде.Создание условий для социализации личности ребенка, его самореализации в дни летних каникул.