УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕМ ФГОС Немова Н.В., советник ректора по инновационной деятельности и развитию АПК и ППРО, к.п.наук, профессор
Инновационный характер стандарта 1. Использование деятельностного подхода в обучении школьников: изменения в отборе и структурировании содержания учебных предметов; изменение в технологиях обучения: постановка учениками учебной задачи; проблемное обучение, учебные ситуации, исследования; проектные технологии.2. Обязательное формирование УУД (умения учиться) как основы для самостоятельной учебной деятельности школьников.3. Расширение прав и свобод образовательного учреждения в формировании учебного плана и образовательной программы, включающей программы обучения по предметам и программы воспитания.4. Введение формирующей оценки результатов обучения.5. Введение комплексной оценки результатов обучения, включающей сформированность УУД.5. Обязательная реализация в школах программы духовно-нравственного воспитания учащихся на предметных занятиях и во внеурочной деятельности.6. Оплачиваемая внеурочная работа с учащимися.7. Реализация стандарта по принципу общественного договора.
ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 1. Недостаточная готовновность педколлективов к осуществлению системного развития образовательных учреждений.2.Неподготовленность кадров к реализации деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний. 3. Неготовность педколлективов к совместной деятельности по разработке и реализации собственных образовательных программ.4. Опасность отчетного внедрения ФГОС, параллельного существования двух систем: старой, знаньевой, и новой.5. Неразработанность большинства вопросов ФГОС до уровня, необходимого при внедрении: содержания и формы ООП школы, программы формирования УУД, учебных программ и программ воспитательной работы; заданий для оценки.6.Неразработанность вопросов управления введением ФГОС на всех уровнях.7. Отсутствие программ ПП и ПК кадров и неготовность системы ДППО к их разработке и реализации.8. Наличие устаревшей, не соответствующих ФГОС системы педагогического образования.9. Необходимость значительного обновления материально-технической базы и учебного оборудования школ.
Причины возникновения проектной технологии Понятия проектов и программ появились к концу ХХ векаОбъективными причинами для их повсеместного распространения в ХХ веке стали инновационность практики, которая должна постоянно перестраиваться применительно к непрерывно изменяющимся условиям выполнения человеком профессиональной деятельности;недостаточная разработанность новшеств и ресурсов для их внедрения
Современным типом является проектно-технологический тип организационной культуры. Он состоит в том, что единый процесс деятельности разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Введение новшеств с помощью проектных технологий обеспечивается не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой команды исполнителей и ее поэтапным осуществлением.Проект - целенаправленное создание или изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию.
Особенности проекта1. Направленность на достижение конечных целей и получение новых (уникальных) результатов.2. Координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ с поуровневой детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам.3. Ограниченная протяженность во времени, с определенными моментами начала и завершения всех работ и проект в целом.4. Ограниченность требуемых ресурсов.5. Специфическая организация управления, опирающегося на работу проектных команд.6. Наличие оперативного управления разработкой и реализацией проектов на основе систем их контроля.
Жизненный цикл проекта Фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации.Технологическая фаза, результатом которой является реализация системы.Рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта. Рефлексивная фаза позволяет использовать приобретенный опыт проектной деятельности при реализации других проектов (обучение)Два этапа цикла проекта являются как бы противоположными:
Класс проекта В порядке возрастания целенаправленные изменения могут производиться как :- отдельные работы (операции);- пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);- единичные проекты;- мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);- программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели);- портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей); дает возможность менять очередность реализации проектов и приступать к реализации портфеля при минимальном количестве ресурсов.
Структура проекта введения ФГОС НО
Последовательность шагов проектной технологиивведения ФГОС в школе 1.Проанализировать состав изменений в образовательной системе и ресурсах, необходимых для введения ФГОС2.Определить полный перечень единичных проектов, необходимых для введения ФГОС 3.Интегрировать комплексный проект введения ФГОС в перечень уже реализуемых проектов (портфолио проектов)4.Разработать содержание и планы реализации единичных проектов:Разбить единичные проекты на отдельные взаимосвязанные по содержанию пакеты работ, которые должны быть выполнены в рамках единичных проектов. Разбить пакеты работ на отдельные действия. Сформировать перечень всех действий, выполняемых по всем проектам Оценить полноту действий, особенно по задачам, относящимся к ресурсам. Определить очередность выполнения пакетов работ (если возможно, полного перечня действий) по всем единичным проектам.Составить план-график реализации ВСЕХ ПАКЕТОВ РАБОТ (если возможно, всех действий) , реализуемых в рамках комплектного проекта, то есть всех единичных проектов. 5.Определить последовательность реализации единичных проектов с учетом их содержания, то есть выполняемых в их рамках работ по введению ФГОС 6.Определить сроки реализации плана-графика единичных проектов и всего проекта введения ФГОС в целом с учетом того, что некоторые из проектов и работ будут выполняться параллельно
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ЕДИНИЧНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС Рекомендуемый перечень единичных проектов
Интеграция новых проектовОсновные способы интеграции включение более узких проектов, то есть проектов нижнего уровня, в проекты последующих уровней;разделении крупных проектов на более мелкие проекты;корректировка целей и содержания работ, выполняемых в рамках единичных проектов путем их изменения или перераспределения между проектами
Результатом интеграции проектов будет прекращение избыточных для реализации стратегических целей развития образования (требований ФГОС) проектов; открытие новых проектов;корректировка целей и содержания реализуемых проектов;нахождение оптимальной структуры, то есть связей между проектами;достижении функциональной полноты портфеля проектов;обновления графика реализуемого портфеля проектов.
Структура комплексного школьного проекта введения ФГОС НО Аналитическое основание, содержащее перечень изменений, которые нужно произвести в планируемых результатах образования (целях), содержании образования, технологиях, ресурсах для обеспечения Планируемые результаты (цели) реализации комплексного проекта введения ФГОСПеречень единичных проектовСодержание и планы реализации единичных проектовПлан - график реализации комплексного проектаГрафик контроля за реализацией комплексного и входящих в него единичных проектов введения ФГОС
Определение изменений в существующих системах образования с целью приведения их в соответствие с требованиями ФГОС НО
Понятие системы
Метод анализа и определения необходимых изменений Существующие и реализуемые результаты образованияТребования ФГОСк планируемым результатамСуществующийпроцесс образования: содержание и технологииТребования ФГОС к процессу образования: содержание и технологииСуществующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетовТребования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов
Блок-схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 1. Анализ целей образования Результаты анализа: определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметамПеречень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки.
2.Анализ школьных учебных планов Результаты анализа: определение необходимых изменений в учебных планах школы Перечень изменений, которые нужно внести в состав предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в компонент учебного плана, формируемый школой; в количество часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации
3.Анализ учебных программ и учебниковРезультаты анализа: определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы. 1.Перечень программ по предметам, которые могут быть использованы без изменения; нуждаются в коррекции, с указанием тех тем, которые должны быть откорректированы; перечень программ по предметам, которые нужно разработать заново.2.Перечень предметов, учебники по которым нужно заменить.
4.Анализ технологий Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологияхПеречень технологий и форм обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; технологий и форм обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.
5.Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения Результаты анализа: определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования Перечень: способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, включаемых в новую систему без изменений;способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, требующих корректировки.
6.Анализ ресурсов для реализации ФГОС Определяется по каким вопросам требуется обучать кадры каких учебников и др. учебной литературы недостает в школьной библиотеке какого оборудования в кабинетах не хватает для введения ФГОС Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования
Требования к качеству планов 1. Полнота состава действий - обеспечивается включением в план всех необходимых и достаточных для достижения поставленных целей действий.2. Целостность, скоординированность действий - обеспечивается согласованностью действий между собой по содержанию и срокам.3. Сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам: кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым - обеспечивается запланированностью всех видов ресурсов, необходимых для обеспечения других ресурсов и в конечном итоге - для реализации целей.4. Рациональная степень детализации - обеспечивается рациональной для каждого вида планирования степенью обобщенности и конкретности запланированной деятельности.5. Контролируемость - обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели, благодаря конкретности запланированных действий, их операциональности и выделению в плане контрольных точек. 6. Чувствительность к сбоям состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои в реализации намеченного. Обеспечивается:контролируемостью промежуточных и итоговых результатов проектов;определенностью времени, которое отводится в плане на отдельные действия;наличием резервного времени, нужного для устранения сбоев, то есть коррекции плана. 7. Реалистичность плана с точки зрения сроков реализации - обеспечивается достаточностью времени на выполнение запланированных действий и коррекции плана. 8. Гибкость планирования - обеспечивается чувствительностью плана к сбоям, его контролируемостью, а также вариативностью.
Разработка содержания и планов реализации единичных проектов Для определения полного состава действий весь процесс делится на два этапа: этап разработки этап реализации проекта (введения разработанного новшества в образовательный процесс). После этого в рамках каждого этапа выделяется перечень задач (пакетов работ и отдельных работ), решение которых обеспечивает достижение поставленных в проекте целей
1.Содержание работ по разработке единичного проекта 2.Содержание работ, выполняемых в рамках реализации единичного проекта
Рекомендации по содержанию работ, которые должны войти в единичный школьный проект преподавания учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС 1. Разработка проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС
2. Реализация проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС
Ленточная диаграмма Гантта для планирования графика разработки и реализации пакетов работ комплексного проекта введения ФГОС
Форма представления плана-графика реализации единичного проекта
Организационная структура отражает иерархическую взаимную подчиненность участников проекта (руководителя проекта в целом, руководителей подпроектов/работ, исполнителей). Организационная структура управления комплексным проектом введения ФГОСКоординационный совет реализации комплексного проекта введения ФГОСРабочая группа реализации комплексного проекта введения ФГОСРуководители единичных проектов введения ФГОСРуководители микрогрупп, реализующих пакеты работ в рамках единичных проектов введения ФГОСЧлены микрогрупп - исполнители отдельных работ