К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя Ф.Бекон Технология музейной педагогики
История Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса
Идея Теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
Определение Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики»
Предмет музейной педагогики проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования
Объект музейной педагогики Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики Музейный предметМузейная культура Музейная коммуникация
Цель музейной педагогики создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики: Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. .Обогащение предметно-развивающей среды. Формирование у дошкольников представления о музее. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Развитие речи и расширения словарного запаса. Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Воспитание культуры поведения.
Принципы принцип воспитывающего обучения;связь исторического прошлого с сегодняшней жизнью;принцип научности;принцип наглядности;принцип предметности;принцип прочности усвоения знаний;принцип доступности
Музей Основные направления:-поисково- собирательское;-экспозиционное( оформительское);-экскурсионное;-культурно-массовые мероприятия;
Методы на уроке Словесные:-рассказ, беседа, лекция;-сообщения учащихся;-встреча с землякамиНаглядные:-урок экскурсия;-показ экспонатов школьного музея, коллекций подлинных предметов
Идет урок истории
Методы на уроке -использование наглядных пособий;-просмотр альбомов, фотографий.Практические:-самостоятельная работа;-разбор, анализ, систематизация материала,-природоохранная деятельность
Экскурсия по музею Экскурсию проводит Исаев Александр
Результаты Высокие показатели успеваемости по предмету;Устойчивый ,высокий интерес к истории;Популярность кружка и клуба;Выбор элективных курсов;Активное участие во внеклассных мероприятиях;
Результаты Участие в разработке учебных пособий в виде презентаций;Участие и победа в конкурсах соревнованиях
Музейная педагогика *Воздействует на систему ценностей учащихся;*Приобщает к истинной культуре, делает их творцами, а не потребителями
Литература 1. Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум, Москва, НП СТОиК, 2000г.2. Кареонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002г.3. Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г.
Литература 4. Нагибина А.В. Музей малочисленной школы, ж -л «Практика управления» №11, 2006 г.5. Троицкий Ю.Л. «Дети пишут историю», ж -л «Преподавание истории в школе» №1, 1999г.