Проект« Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта
Ценностные идеалы демократического общества Социальная справедливость, равенство возможностейБлагосостояниеБезопасность
Стратегические цели системы образования Обеспечение консолидации нацииОбеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства)Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства)
Цель: обеспечение консолидации нации Главная задача: Формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности
Идеологические задачи Формирование в массовом сознании идеалов равенства возможностей и социальной справедливости, ценностей гражданского обществаФормирование гражданской идентичности личностиОсознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитие правосознания, умения отстаивать личностный выборвыработка национального согласия по основным этапам становления и развития страныВоспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России
Цель: обеспечение конкурентоспособности нации Главная задача Преумножение национального ресурса фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий
Задачи 1 уровня Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и обществаПриведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации»
Цель: обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Главная задача: Воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма
Задачи 1 уровня Формирование ценностей безопасности (личностной, социальной, государственной)Формирование ценностей многокультурного общества Формирование системы ценностей социальной ответственности, охватывающей все сферы обществаВоспитание установок толерантности как ценностного приоритета многокультурного общества
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культурЦенности безопасности (личностной, социальной, государственной)Гражданская идентичность Национальное согласие по основным этапам становления и развития страныСемейные ценностиЦенность человеческой жизни
Содержательные ориентиры развития системы образования ( «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации») Информационно-коммуникационные системыИндустрия наносистемЖивые системыРациональное природопользованиеЭнергетика и энергосбережениеБезопасность и противодействие терроризмуПерспективные вооружения и военная техника Социокультурное взаимодействие в гражданском обществе
Задача социокультурной модернизации образования Разработка стандартов образования как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства
Ведущие функции стандарта Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государстваИнструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидацииИнструмент реализации государственной политики в сфере образования
Ведущие функции стандарта Инструмент развития системы образования ориентирующая функция Инструмент правового регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, государства и общества регулирующая функция Инструмент организации и координации деятельности субъектов системы образования координирующая функцияИнструмент поддержания баланса между единством образовательных систем разных уровней и их многообразием стабилизирующая и развивающая функция
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образованияОриентация стандарта на результаты образованияСистемно-деятельностный подходСтандарт – совокупность трех систем требований
Стандарт как общественный договор: ориентиры развития СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешностьРазвитиеЛичностноеСоциальноеОбщекультурное…ОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояниеГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого капиталаКонкурентоспособность
Стандарт как общественный договор СледствияВариативность образования – необходимое условиеРазделение ответственности между семьей, обществом и государством
Стандарт как совокупностьтрех систем требований планируемые и достигаемые результаты К результатам освоенияобразовательных программК структуре образо-вательных программК условиям реализацииобразовательных программ
Стандарт: ориентация на результаты образования. Системно - деятельностный подход СледствияРезультаты образования – ключевое понятиеОсновной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)
Ориентация стандарта на результаты образования. Системно - деятельностный подход СледствияВедущие элементы Концепции:Требования к результатам образованияСистема оценивания
Требования стандарта могут быть дополнены
Базисный образовательный план. Начальное общее образование За счет указанных в базисном плане часов общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программыФинансирование базисного образовательного плана осуществляется по строке «Всего к финансированию»
Базисный образовательный план. Начальное общее образование
БОП: внеучебная работа
Что даст введение стандарта и системы его сопровождения политикам? Оценка состояния и тенденций развития систем образования различных уровней по приоритетным направлениямуровень сбалансированности потребностей уровень готовности к непрерывному образованию на протяжении всей жизниуровень образованности и компетентности выпускников начальной, основной, средней школысостояние ресурсной обеспеченности системы образования
Что даст введение стандарта и системы его сопровождения педагогам-практикам? Ориентиры и приоритеты в областиотслеживания достижений целей образования (планируемых результатов) отбора содержания образования и организации образовательного процессаорганизации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов
Что даст введение стандарта и системы его сопровождения родителям? Ориентиры и приоритеты в областиособенностей организации образовательного процесса и условий его осуществлениятребований к ожидаемым результатам обучения ученика, системы оценивания и аттестацииорганизации системы непрерывного образования
Стандарт и его сопровождение
Новации, связанные с внедрением стандарта Развитие умения и способности учиться как основы образования на протяжении жизниВоспитание учащихся как требование к результату образования Государственное регулирование вопросов охраны здоровья Разгрузка учащихся
Новации, связанные с внедрением стандарта Государственный и общественный контроль материальных и финансовых условий реализации стандарта образованияСоздание национальной системы оценки качества образования ЕГЭ: единый, но не единственный
Новый стандарт и социальные тревоги Качество отечественного образования не соответствует современным условиям российского рынка труда и международным требованиям(стандарт соответствует всем современным запросам как внутри страны, так и на международном рынке труда)«Образование станет платным» (гарантии и механизмы обеспечения права на бесплатное образование)
Новый стандарт и социальные тревоги «Нагрузки возрастут» (впервые медицинские и санитарно-гигиенические требования к условиям образования будут закреплены в образовательных стандартах)«Будет ограничена свобода выбора программ и учебников» (стандарт обеспечивает многообразие возможностей получения качественного образования)
Образовательный стандарт:разработки 2005 - 2006 г.г. Концепция образовательных стандартовПроект Требований к структуре образовательных программ Проект Требований к результатам освоения образовательных программОбщие требования к результатам образованияТребования к результатам начального образованияОбщие требования к условиям реализации образовательных программ
Образовательный стандарт:разработки 2005 - 2006 г.г. Нормативное сопровождениеВарианты базисного образовательного планаПроект Фундаментального ядра содержания общего образования Структура Программы развития универсальных учебных действийМодель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ
Образовательный стандарт:разработки 2005- 2006 г.г. Нормативное сопровождениеОбщие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса
Образовательный стандарт: разработки 2005-2006 г.г. Технологическая и информационно-методическая поддержкаСоциологический мониторинг Рекомендации по проектированию учебного процессаМодель мониторинга динамики потребностей в общем образовании Специализированный сайт www.standart.edu.ru
Портрет будущего выпускника — гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решенииКреативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизниУважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результатаОсознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
Контакты Кондаков Александр МихайловичТелефон: (495) 789 30 20Факс: (495) 689 46 71E-mail: [email protected]Спасибо за внимание!