Федеральный государственныйобразовательный стандартобщего образованиявторого поколенияРоссийская академия образования
Главная задача Плана-2020 - социокультурная модернизация российского общества – основа необратимого массового инновационного процесса «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития»Президент Российской Федерации Д.МедведевЗаседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию15 октября 2008 годаОбразование – системо-образующий ресурс социально-экономического развития государства, социокультурной модернизации российского общества
Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества Формирование российской (гражданской) идентичностиКонсолидация общества в условиях роста его разнообразияВзаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических группСоциальное выравнивание общества за счет доминирования активной части среднего классаКонкурентоспособность личности, общества и государства
«Одна из базовых тем – создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников, …создание открытой современной творческой атмосферы в обучении»Президент Российской Федерации Д.МедведевЗаседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года Новые функции стандарта Формирование российской (гражданской) идентичности как фундамента развития гражданского обществаОбеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и лучших зарубежных систем образованияОбеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев
Новый компонент стандарта – система ценностей как важнейший институт развития обществаОпределяет нормы и правила существования и развития обществаОбеспечивает стабильность общества и противодействие внешним негативным вызовамЯвляется механизмом саморазвития личности, семьи и общества
Новый социальный статус стандарта –конвенциональная норма, отражающая социальные потребности и запросы личности, семьи, общества и государстваРеализация миссии образования - формирование гражданской идентичности, как базового условия укрепления российской государственностиОбеспечение заданного уровня качества образованияДинамичность и открытость для изменений
ПреемственностьОпора на опыт и традиции советской и российской школы, лучший мировой опытРезультаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, РЕОИС, займов МБРР, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр.)Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.)
ИнновационностьОт «догоняющей» модели модернизации образования к «опережающей», основанной на российской ценностной, духовной и культурной базеПереход от копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства
ИнновационностьСтандарт как система трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, структуре основных образовательных программ и условиям реализации основных образовательных программФундаментальное ядро содержания общего образованияСтруктура БУПа(БОПа): инвариантная, вариативная части, внеучебная деятельность
Основное расхождение – понимание сущности стандарта Требованиям Закона РФ «Об образовании» соответствует понимание стандартов в Макете №2
Предмет стандартизации Требованиям Закона РФ «Об образовании» соответствует понимание стандартов в Макете №2
Основной результат образованияРеализации системно-деятельностного подхода отвечает позиция Макета №2
Сфера регулирования
Средства реализации и регулирования образовательного процесса
Прогнозируемые последствиядля системы образования в случае принятия за основу подходов Макета №1Возврат системы образования к модели 20-летней давностиОриентация на модель «контроля качества» в ущерб модели «обеспечения качества» образованияРазрушение целостности образовательного пространства страны Ответственность за исполнение стандартов возлагается на школу и ученика
Российская академия образования Портретбудущего выпускника школы 2020 г. –гражданина РоссииКомпетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решенииКреативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизниРазделяющий ценности безопасного и здорового образа жизниУважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результатаОсознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
Российская академия образования Современный учительСоциально-активный работник, создающий будущее сегодняЛичность, достойная быть примером для само-воплощенияОрганизатор диалога государства и семьи
Обсуждение standart.edu.ru
Александр КондаковА[email protected]