Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.htmlhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатамзафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступенейзафиксирован системно-деятельностный подходструктурезафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношениеопределены разделы ООП (содержательно и количественно)интеграция учебной и внеучебной деятельностивключена «неаудиторная занятость»условиямкадровымфинансовымматериально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Нововведения
Результаты
Результаты
Результаты
Оценка результатов Начальная школапредметные – освоенный опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знанияметапредметные – универсальные способы деятельности – познавательные и коммуникативные и способы регуляции деятельностиОсновная школапредметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знанийметапредметные - освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Оценка результатов Начальная школаличностные – становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьников; развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности; развитие системы ценностных ориентацийОсновная школаличностные - ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные изучаемой области знаний.
Направление изменений в образовательной парадигме
От парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигмеобразования развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов),Планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогика развития (Л.В. Занков), психопедагогика «живого знания» (В.П. Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург), Личностно-ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.), школа диалога культур (В.С. Библер) и др.
Теоретико-методологическая основа разработки концепции УУД Культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.)
Сущность УУД
Соотношение компонентов учебной деятельности и видов УУД
Личностные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, того, что еще неизвестно;— планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;— прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;— коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;— оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацинного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Общеучебные универсальные действия. Знаково-символические действия моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов;выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.Постановка и решение проблемы:формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Активные и интерактивные методы
Методы активного учения
Классификация методов активного обучения
Формы интерактивного обучения Работа в парах.Ротационные (сменные) тройки.Работа в малых группах.Незаконченное предложение.Мозговой штурм.Двухрядный круглый стол.Зигзаг.Суд от своего имени.Гражданские слушания.Ролевая (деловая) игра.Метод пресс.Займи позицию.Дискуссия.Дебаты.
Литература Формирование универсальных учебных е для действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
Контакты Кафедра общей педагогики8-831-47-3-50-11зав. кафедрой к.п.н., доцент И.В. КузинаФедосеева Наталия ВикторовнаКафедра общей педагогики[email protected]В поиске Наталия ЖулинаВ контактеодноклассники