КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает Д.С. Лиханов…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. И.С. Тургенев
Русский национальный язык Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая бумажка общей культуры нации».диалекты;профессионализмы;просторечие;жаргоны;арго;ненормативная лексика
ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА:- правильность речи;- речевое мастерство.
КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпическиеКоммуникативный компонент: владение стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речиЭтический компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.
«Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Мой верный друг,мой друг коварный,мой царь,мой раб – родной язык! В. Брюсов
Нормы литературного языка орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; стилистические.
СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у Джека Поль – о ПолеРусские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине: Павлу БелоусуИноязычные фамилии на безударный гласный -а/-я: стихи Петрарки, картины ГойиСлавянские фамилии на -а/-я: о Григории Сковородеоб Андрее БелкеРусские двойные фамилии, если каждая их часть самостоятельна:музыка Соловьева-Седого
НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный:Паоло – о Паоло, Хосе – к Хосе Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине: Наталье Белоус Фамилии на -ых/-их: Антону Красных, Светлане КрасныхФамилии группы "Животные. Предметы"Андрею Чиж, Елене Квадрат Иноязычные фамилии на ударный -а/-я или на другой гласный:от Версаче
Фамилии на -иа/-ия: стихи ГарсияУкраинские фамилии на -о:Ивану Кравченко Славянские фамилии на -аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине ХитровоПервая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко,у Книппер-Чеховой Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ
1. Произношение некоторых гласных афера (не *афёра)бытие (не *бытиё)манёвр (не *маневр)
2. Произношение некоторых согласных коне[ш]но (не *коне[ч]но)пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия)
3. Произношение заимствованных слов п[о]эзия (не *п[а]эзия)му[з'э]й (не *му[зэ]й)ла[зэ]р (не *лаз['эр])
4. Произношение отдельных слов учреждение (не *уч[е]реждение)инцидент (не *инци[н]дент)
5. Произношение имён собственных Никарагуа, Шри-Ланка,Кижи, Ш[о]пен,Декарт [дэ], Алексий II
6. Трудности ударения безвариантные формы:алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не *валовый),оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)
Колебания:Джинсовый/джинсовый
Варианты:творог и творогкомпас и компаскулинария и кулинария
7. Ударение в отдельных грамматических формах начат – начата – начатызанят – занята – занятыведомость – ведомостей
Поставьте ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов (считали, считало)К нам пришел,пришла(наш, наша) врач ИвановаМарина Цветаева – один, одна из лучших поэтовВ гостиной стоял (а) диван-кроватьМать с ребенком пошла, пошли к врачу
договор, добыча, диспансер (э), досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов считалиК нам пришел,пришла(наш, наша) врач ИвановаМарина Цветаева – один из лучших поэтовВ гостиной стоял диван-кроватьМать с ребенком пошли к врачу
Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Виды стилей педагогического общения: 1) общение – устрашение; 2) общение – заигрывание ;3) общение с четко выраженной дистанцией; 4) общение дружеского расположение;5) общение совместной увлеченности).
Этапы подготовки речи 1этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы. 2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана. 3 этап. Формирование текста выступления.4 этап. Работа над речевой стороной выступления. 5 этап. Редактирование и запоминание выступления. 6 этап. Психологическая подготовка. 7 этап. Сохранение информации
Коммукативные качества речи ТочностьПонятностьЧистотаВыразительность
Требования к голосу учителя: Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью.Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым
ДИКЦИЯ Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.
КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ