Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 “Рябинка” комбинированного вида города Кызыла Система контроля в ДОУ Составила старший воспитатель: Панышева Ю.С. Кызыл 2011
Нормативно-правовая база Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 236/23-16 «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 июня 1998 г. № 33 «О работе с рекомендациями об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ»- Инструкция Министерства образования РФ от 4 июня 1998 года «О порядке инспектирования
Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования. Скоролупова О.А.
Задачи контроля Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
Требования к контролю - Контроль необходимо планировать- Создание единой системы контроля всех направлений деятельности ДОУ- Контроль и его итоги должны быть гласнымив процессе контроля важно выявить причины, вызывающие недостатки- Контроль должен быть направлен на поиск положительного опыта- Своевременность и выполнение рекомендаций контроляоказание помощи в реализации рекомендаций - Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач образовательного программы и годовых задач ДОУ
Алгоритм осуществления контроля
ВИДЫ КОНТРОЛЯ вВлючает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУВнутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – педагогический процесс, его содержание и результаты.Контроль за развитием ДОУ (Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская)
Классификация контроля По времени (В.П. Симонов)
Классификация контроля: проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д. направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно
предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целомпроводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп илидвух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей.это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.
План проведения тематического контроляТема:___________________________________ Ответственные:_____________________________Цель:___________________________________ Группы контроля:___________________________Сроки:__________________________________
План и результаты оперативного контроляна сентябрь __________ года Оценка: В - высокий Выводы: ______________________________________________________________ С - средний _______________________________________________________________________ Н - низкий ________________________________________________________________________
Тетрадь контроля
Формы контроля Различают: административный, педагогический (методический), медицинский и общественный контроль Самая распространенная форма– это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.
Методы контроля Наблюдение педагогического процесса.Анализ итогового занятияИзучение документацииБеседы с детьмиИзучение результатов продуктивной деятельностиСамо или взаимоконтрольПедагогическая диагностика.Кроме того используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование, хронометраж
Литература Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. – М.: Школьная пресса, 2007.Белая К.Ю., Третьякова П.И. Управление ДОУ по результатам.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ, 2006.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контроль.Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, 2006.Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, 2006.Корепанова М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. – М.: Скрипторий 2003, 2008.Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя. – М.: Скрипторий 2003, 2006О.А. Скорлупова. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М., 2006.О.А. Скорлупова. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий», 2003Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская. Контроль функционирования и развития ДОУ. М., ТЦ Сфера, 2004