«Конфликт в семье » Семинар -практикум
цель сегодняшней встречи помочь Вам в формировании умений педагогически эффективного разрешения конфликтов в воспитании детей и осмыслении своего опыта в этом направлении.
Ответьте на вопросы: - Кратко охарактеризуйте наиболее характерные индивидуальные черты вашего ребенка, которые обычно проявляются в общении со сверстниками и старшими.- Вспомните, чем вас порадовал ребенок в последнее время?- Можете ли вы назвать отрицательные черты, проявляющиеся в общении вашего ребенка, которые чаше всего приводят к семейным конфликтам?
Ваши представления о конфликте? - Как вы относитесь к конфликту?-Можно ли в семейном воспитании вообще обойтись без конфликтов?- Можно ли конфликт использовать в воспитательных целях, даже специально для этого провоцировать его?
Определение конфликт (в переводе с латинского - столкновение противоположных интересов) конфликт с психологической точки зрения - трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.с педагогической точки зрения создание и разрешение конфликта - это и средство воспитания личности, средство коррекции межличностных отношений в группе.
виды конфликтов: Внутриличностный конфликт - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями личности. Межличностный конфликт возникает в ситуации, когда несколько людей либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая быть достигнута лишь одной из сторон. Межгрупповой конфликт - противоборствующими сторонами выступают группы людей, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.
приведите примеры конфликтов каждого вида из практики семейных отношений ответьте на вопрос: какие виды конфликтов имеют наибольшее значение в семейном воспитании?
все виды конфликтов могут иметь: Кратковременный или затяжной характер.Межличностные конфликты по содержанию могут быть пустыми и содержательными. Пустые конфликты происходят чаще всего из-за психической неуравновешенности одного или обоих партнеров по общению, в них нет серьезной содержательной основы. Как правило, они разрешаются спонтанно, когда партнеры по общению на время расходятся. В основе содержательного конфликта лежат более серьезные причины, и его разрешение требует специальной работы.
проиграйте в парах межличностный конфликт и определите, является он пустым или содержательным 1. - Наташа! Ты почему не мыла посуду? - Не буду! Сегодня не моя очередь.2. - Который час? - Отстань!3. - Ты что надулся?- Всегда все только сестре покупают, а мне ничего!4. - Тебе плохо?- Мне будет лучше, если ты отойдешь
По каким признакам Вы определяете конфликт в отношении с ребенком? Межличностный конфликт имеет несколько стадий развития, и на каждой стадии он проявляется в изменении отношений по-разному. 1-я стадия конфликтная ситуация, когда конфликт только зарождается, зреет. Проявляется он обычно в недовольстве;2-я стадия - скрыто-действенная, когда наступает какое-то действие, но сохраняется скрытая позиция участников (ребенок что-то демонстративно делает, но не объясняет свои поступки); 3-я стадия - открыто-действенная, когда недовольство проявляется открыто, отношения обостряются и принимают вид противостояния или противоборства.
Уровни развития конфликта 1. – недовольство2. – разногласие3. – противодействие4. – противостояние5. - жесткое принуждение или разрыв
Фрагмент из рассказа В. Осеевой «Бабка» «Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:- Здравствуйте, бабушка! Борька весело подтолкнул его локтем:- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она уже старая старушенция. Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: - Обидеть - что ударить, приласкать - надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: - А с нашей бабушкой всегда здороваются, и свои и чужие. Она у нас главная. - Как это - главная? - заинтересовался Борька. - Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Отец, наверное, взгреет за это. - Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с не здоровается. Товарищ покачал головой:
- Чудно! Теперь старых все уважают... Вот у одних в нашем дворе старику плохо жилось, так ему теперь платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть! -Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. -Она у нас сыта и здорова. Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у двери. - Бабка! - нетерпеливо крикнул он. - Иди сюда! - Иду, иду! - заковыляла из кухни бабка. - Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой. После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: - Обижаем мы тебя? А родителям говорил: - Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится!- Кто это научил тебя родителей осуждать? Смотри у меня, мал еще! И, разволновавшись, набрасывались на бабку: -Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать. Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: -Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете».
Определите: какие виды конфликтов здесь описаны? на каком уровне? на какой стадии развития находится межличностный конфликт?
- Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов в общении с вашим ребенком?- Вспомните себя в этом возрасте. Какие ситуации чаще всего были причиной конфликтов в общении с вашими poдителями?-Как на них реагировали ваши родители (мать и отец)?- Как чаще всего в этих ситуациях реагируете вы?- Видите ли вы какое-то сходство ваших действий с действиями ваших родителей?
Обратите внимание, что в разрешении конфликтов мы нередко подвержены определенным, усвоенным еще в своих родительских семьях, стереотипам, которые не всегда осознаются.
Как вы думаете, кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в семье?
Проанализируйте следующую ситуацию и определите инициатора конфликта: «Четырехлетний Вова послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:- Но ты ведь маме тоже так говорил! Вмешивается мать:- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!» (Шуман С.Г. Родительские тревоги. - М., 1982).
Кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в вашей семье? Если можно, приведите пример.
Наиболее типичные ошибки родителей: непонимание внутренних мотивов поступков ребенка,незнание его возрастных и индивидуально-психологических особенностей, разногласия в педагогических позициях взрослых, которые не скрываются от детей,
гиперопека, гиперпротекция (излишняя эмоциональная реакция, связанная с честолюбивыми ожиданиями от своего ребенка), авторитарная позиция родителей, боязнь позиции сотрудничества и др. отрицательная установка одного или обоих родителей на ребенка, их неспособность к эмпатии, грубость, оскорбления, жестокость в очень конфликтных и асоциальных семьях
Позиции взрослых в конфликтах с детьми - авторитарная позиция - отрицание права ребенка на какую-либо инициативу в общении, разрешение конфликта прежде всего во имя своих интересов, в лучшем случае - интересов окружающих. В быту мы чаще всего разрешаем конфликт с этих позиций. Мы меньше всего думаем, как отразится конфликт на другом человеке, видим только ущемление своих интересов.
гуманистическая позиция - случившееся событие в конфликте оценивается не с точки зрения уязвленного самолюбия взрослого, а в аспекте перспективы развития личности ребенка. Решить конфликт с гуманистических педагогических позиций - это значит так организовать и свою реакцию, и деятельность ребенка, чтобы она поднимала его на ступеньку выше в его нравственном развитии, чтобы у него возникало желание быть лучше.
Основные этапы оптимального разрешения конфликта. 1. Обнаружение конфликта.основная задача взрослого - вовремя обнаружить зарождающийся конфликт по изменению отношений как в вербальном, так и невербальном проявлениях.- По каким признакам вы определяете зарождающийся конфликт?
2-й шаг и 3-й шаг 2-й шаг- выбор одного из возможных решений с позиции нравственного развития ребенка.3 шаг- реализация выбранного решения.
- В каком случае можно считать конфликт разрешенным с педагогических позиций? - Предположите, какое решение наиболее оптимально для различных уровней конфликта, и приведите соответствующий пример.Для педагогического разрешения конфликта любого уровня необходимо убеждение в справедливости своей точки зрения, но наряду с этим его нужно сочетать с другими способами педагогического воздействия в зависимости от уровня развития конфликта
1. Конфликт на уровне недовольства можно снять нежностью, лаской, переключением на другую деятельность.2. В разрешении конфликта на уровне разногласия поможет юмор, шутка, способность посмотреть на ситуацию с комической стороны.3. В конфликте на уровне противодействия наиболее оптимален разумный компромисс.4. Если конфликт достиг уровня противостояния, лучше прибегнуть к помощи третьего, независимого, референтного для ребенка лица (родственника, друга, педагога) или общественного мнения семьи (так называемый «третейский суд»).
5. Если конфликт не разрешается и с помощью «третейского суда», а достигает уровня противоборства, возможно временное расставание. В условиях семьи - это охлаждение отношений, сведение общения до уровня бытовой необходимости или временное помещение ребенка в другую семью (прародителей, других родственников).6. В случае обострения противостояния в критических ситуациях в интересах ребенка допустимо жесткое принуждение, но не доводящее до полного разрыва.В качестве иллюстрации к различным способам разрешения конфликта могут служить примеры из спонтанных дискуссий родителей, которые педагог поощряет, провоцирует.
Педагогическое моделирование. Группа разбивается на микрогруппы. Каждая микрогруппа в соответствии с заданием моделирует, «проигрывает» конфликт и предлагает его для анализа зрителям.
Проиграйте и предложите для анализа конфликт, инициатором которого являются а) взрослый (не вы);б) и взрослый, и ребенок;в) вы сами.
С чем уходим? (настроение, впечатление, пожелания)
Спасибо за внимание! AVM