Херлуф Бидструп — датский художник-карикатурист и общественный деятель, автор свыше 5 тысяч рисунков
ВЕБИНАР«Функции, цели, дидактические возможности домашней работы учащихсяв условиях перехода на ФГОС нового поколения»
УрокиСложные, многоНе делать, обмануть, радоватьсяУроки можно не делатьЛеньЗаданиеСложное, большоеУтомляет, усыпляет, не интересуетНаши задания очень большиеУжас!ЗаданиеОбъемное, сложноеДелаю, списываю, учуДелаю домашку очень медленноВремя
Домашняя работа –внеаудиторная работа учащегося по выполнению заданий, полученных от учителя или по собственному выбору во внеурочное время
Из 11 лет школьной жизни5312 часов (4,5 учебных года)отдано домашней работе
Насколько разумно и целесообразно мы используем время домашней работы для развития ребёнка? Какой должна стать домашняя работа ребёнка в условиях внедрения новых образовательных стандартов? Что следует изменить в практике домашней работы, чтобы превратить её в ресурс формирования самостоятельной познавательной активности школьников?
Марина Леонидовна Сафарова, заместитель директора по УВРОльга Александровна Бочкарёва, учитель математики, руководитель проекта «Домашняя работа гимназиста»Марина Валерьевна Липатникова, заместитель директора по УВР
Домашняя работа в структуре образовательного процесса. Функции домашней работы
Домашняя работа как форма внеаудиторной работы
Элементы домашней работы
Функции домашней работы
Цели домашней работы и домашних заданий. Дидактические возможности домашних заданийО.А.Бочкарёва
Усвоение и закрепление учебного материала, повышение качества результатов ОП
Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности
Формирование творческого отношения к делу
Формирование потребности в самообразовании
Цели домашнего задания определяются особенностями обучения на разных уровнях образования
ЦЕЛИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА
Управление домашней работой учащихся в образовательной организации
Объём домашних заданий учащихсяСодержание домашних заданийФорма контроля за выполнением домашних заданийСоответствие содержания домашней работы целям и задачам развития ребёнка в соответствии с особенностями периода обучения
Анализ документации (ученические дневники, классные журналы)Собеседование с учащимисяАнкетирование (учащихся, родителей, учителей)
Содержание домашнего заданияС какой целью д/з задано?Время, затраченное на выполнение д/зФакт и форма проверки д/з
Прошел урок – получи задание на следующий. 97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)Учеников в классе много – задание одно для всех.Содержание домашних заданий – те же задания из учебников, подобные тем, которые выполняли на уроке.Задаем на дом то, что легче проверить и оценить.Домашние задания учеников 3, 6, 9 классов не имеют существенной разницы.Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы.Задания по разным предметам не согласовываются.
КАРТА ПРОБЛЕМ
Управление домашними заданиями в целях повышение эффективности домашней работы гимназистов
Временное нормирование выполнения домашних заданийУстановление правил задавания заданийВключение в ВШК вопроса об организации домашней работы учащихсяУчёт индивидуальных особенностей школьников при планировании домашних заданий Учёт трудоёмкости домашних заданий
Введение в функционал отдельных работников обязанностей по координации деятельности учителей-предметников в области организации домашней работы учащихся (регулирование объёма и характера домашних заданий)Согласование позиций педагогов в области разделения времени на домашнюю работу между предметами (составление рабочего календаря )Надпредметные программы
Вместе (1-4 классы)Методы рационального чтения (4-5 классы)Основы информационной культуры (6-9 классы)Дебаты и дискуссии (7-8 классы)Основы исследовательской культуры (8-9 классы)
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ
объём работы (посильность),количество времени, которое ребёнок, предположительно потратит на его выполнение (соответствие нормам СанПиН),конкретность формулировок,в чём и какая ему потребуется помощь взрослых (доступность),цель домашней работы (целесообразность),эффективность выбора заданий для реализации, метапредметных целей домашней работы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ЗАДАННОЕ ОДНИМ ПЕДАГОГОМ В РАЗНЫХ КЛАССАХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ«ПРОЕКТИРУЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Взаимообусловленность изменения качества образовательного процесса и проектирования системы домашних заданийОрганизация повышения квалификации педагогов в области управления домашней работой гимназистовВзаимодействие с родителями по обсуждению особенностей организации домашней учебной работы обучающихся гимназииПривлечение педагогов к аналитической и рефлексивной деятельностиНаличие в образовательной организации положения, регламентирующего домашнюю работу учащихся
КАКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ВАМ НРАВЯТСЯ…...нравится выполнять задания типа проектов, когда не только нужно что-то сделать, но и можно представить работу одноклассникам,...мне нравится составлять памятки,...нравятся задания, когда что-то надо сделать своими руками,...классно работать с модулями и выполнять электронные задания,...нравятся коллективные задания, потому что тогда мы не только учимся, но и общаемся,… люблю задания для одноклассников делать, а потом проверять, только жаль, что такое мы редко делаем!
Использованные материалы 1.Рогозина Т.В. Проектирование системы домашних заданий в современной школе: учеб.-метод. Пособие. : СПб. : ЛОИРО, 20112.Методические материалы для проведения модульного курса «Домашняя работа» д.п.н., профессора О.Е.Лебедева