Экспериментальная работаМОУ Расловская СОШ Судиславского муниципального районапо «Программе мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области» «Повышение эффективности административного контроля за деятельностью классного руководителя» из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе Корневой О. А.
Мониторинг деятельности классного руководителя позволил педагогам: выявить проблемы в своей работе в качестве воспитателя классного коллектива и выйти на пути наиболее эффективного решения этих проблемреально оценить свою деятельность по воспитанию вверенного класса, привлекать к ней общественность, учителей -предметников более объективно оценить каждого учащегося вверенного класса (уровень знаний, мир увлечений, круг общения , проблемы здоровья, семейных и межличностных отношений, успехи, неудачи и прочее)грамотно выстроить взаимодействие с родителями, направленное на повышение заинтересованности их в судьбе своих детей анализировать свою деятельность и , исходя из этого, грамотно формулировать воспитательную цель и шаги по её достижениюразнообразить формы воспитательной работы, использовать педагогические инновации, воспитательные технологии
Мониторинг деятельности классного руководителя позволил администрации: выявить проблемы в воспитательной системе школывыявить проблемы в работе каждого классного руководителя и оказать ему индивидуальную консультативную помощь по их преодолению привести работу классных руководителей школы в единую систему (разработано положение о классном руководителе, папка классного руководителя, нормативные документы и др.) быстро и качественно оценить деятельность каждого классного руководителя по каждому направлению и на разных этапах.
Деятельность администрации по организации контроля и повышению эффективности воспитательной работы с классными коллективами Анализ воспитательной работы школы, классных руководителей за прошедший учебный год (августовский педсовет)Консультации по форме, содержанию папок и планов воспитательной работы классного руководителя (МО классных руководителей , сентябрь)Анализ содержания папок классного руководителя и планов на новый учебный год (выявление качества планирования воспитательной деятельности в классах) октябрьКонтроль по выполнение планов воспитательной деятельности в классах по итогам 1-го полугодия (январь)Анализ воспитательной деятельности в классах по итогам учебного года (май)Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год (июнь)
I этапПодготовительный. Проводится анализ воспитательной работы школы за предыдущий учебный год по направлениям деятельности и анализ воспитательной работы классных руководителей по сферам ответственности (Выявляются проблемы воспитательной работы школы, проблемы в работе классных руководителей, её качество, результативность)Предлагается общая форма и содержание папки классного руководителяНормативные документы в работе классного руководителяСведения об учащихся и классном коллективеГодовой план работы по направлениямОперативное планированиеРабота с родителямиИндивидуальная работа с учащимися, с семьямиОтчёты и аналитические материалыЛист инструктажей по технике безопасности
Результаты I этапа Классные руководители ознакомлены с результатами воспитательной работы школы за предыдущий учебный год, определена её эффективность и проблемы Выявлен уровень качества воспитательной работы по направлениям (низкий, средний, высокий) Поставлена цель воспитательной работы школы, задачи, по её достижению и намечены перспективы в воспитании и развитии учащихся, озвучен план воспитательной работы школыИзучены нормативные документы, принятые и утверждённые в школе, определяющие деятельность классного руководителяОпределена общая форма документации, и содержание папки классного руководителя
II этапАнализ содержания папок классного руководителя и планов на год (выявление качества планирования воспитательной деятельности в классах) Проверяется содержание папки классного руководителя (наличие и полнота всех разделов папки и наличие нормативных документов)контроль качества планирования работы классными руководителями по каждому направлениюхарактеристика особенностей класса, которые необходимо учитывать при планировании воспитательной деятельности по каждому направлениюзадачи воспитательной деятельности по данному направлениюплан воспитательной работы диагностические и сопровождающие документы
II этапАнализ содержания папок классного руководителя и планов на год (выявление качества планирования воспитательной деятельности в классах) Социальный паспорт класса № личного делаФамилия, имя, отчество учащегосяФамилия, имя отчество родителей или опекуна,Реабил.центр «Теремок».Адрес проживания родителей,учащегося.Занятостьродителей (Место работы, безработные)Телефоны родителей(рабочие, домашние, мобильные), № телефона учащегосяХарактеристика семьи(полная, неполная, многодетная)(алкогольная,криминально-аморальная,конфликтная,педагогически несостоятельная, аморально-асоциативная)
Результаты II этапа Грамотно спланирована воспитательная деятельность с классом в соответствии с нормативными документами и с учётом данных об учащихся (социальный паспорт, занятость в системе дополнительного образования, расписание уроков, общественные поручения, участие в работе ДО «РОСТ», и другое)Разработан комплекс эффективных мер по работе с детьми и семьями разных категорийПродумана система диагностирования классного коллектива и отдельных учащихсяНамечены пути взаимодействия с социальными партнёрами
III этапВыполнение планов воспитательной деятельности в классах по итогам 1-го полугодия Проверяется проведение воспитательной работы по каждому направлению и отметки о её выполнении в плане-сетке.Результаты проверки по каждому классу заносятся в сводную ведомость и подводится итог эффективности работы классного руководителя по направлению за полугодие.Участие класса в проводимых общешкольных и иных мероприятиях, акциях, конкурсах.Индивидуальная работа с учащимися (неблагополучными, одарёнными)
Результат III этапа Корректировка планов воспитательной работы (что из намеченного сделано, что нет; какие возможности упущены, безотлагательное решение каких проблем требует сложившаяся ситуация в классе)Повышение качества взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками и заинтересованными службами, родителями учащихсяПовышение уровня информированности классного руководителя об особенностях развития учащихся класса и классного коллектива
IV этапАнализ выполнения планов воспитательной деятельности в классах по итогам учебного года Классный руководитель анализирует эффективность своей воспитательной работы за прошедший учебный год по схеме анализа воспитательной работы в классеАдминистрация ОУ (заместитель директора по воспитательной работе) анализирует выполнение плана воспитательной работы каждым классным руководителем по направлениям воспитательной деятельности
IV этапАнализ выполнения планов воспитательной деятельности в классах по итогам учебного года Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный годАнализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году.Анализ динамики социальной ситуации развития учащихсяАнализ развития коллектива классаАнализ развития учащихся классаАнализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школыАнализ педагогического взаимодействия с семьей, общественностью, заинтересованными службамиАнализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителяВыводыПриложения к анализу воспитательной работырезультаты психологического исследования коллектива классарезультаты индивидуальных консультаций и исследований учащихся специалистами, психологом;результаты анкетирования, опросов учащихся и их родителей;результаты достижений отдельных учащихся, класса в целом; другие аналитические справки и материалы.
Результат IV этапа Определение эффективности воспитательной работы класса по каждому направлению деятельностиОпределение качества воспитательной работы с классом каждого классного руководителяИспользование полученного результата при планировании воспитательной работы на следующий учебный годОпределение перспектив развития класса и членов его коллектива на предстоящий период