Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии Из опыта работы учителя начальных классов МОУ Мамонтовской средней общеобразовательной школы №1Ивановой Ю. В.
Орфографическая грамотность Выступает составной частью общей языковой культуры человекаОбеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении
Орфографический навык автоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.
Теоретические вопросы лингвистические основы правописания структура орфографического действия
Принципы русской орфографии МорфологическийФонематический ФонетическийТрадиционно-историческийДифференцирующие написания
Морфологический принцип предполагает - единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или формы слова.
Фонематический принцип состоит в том, что буквой на письме в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд фонем по сильной позиции, т. е. в процессе письма мы обозначаем не изменчивый звуковой состав, а постоянный фонемный состав, который устанавливается по сильным позициям рядов позиционно чередующихся звуков. Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков.Гла|з|а – гла|с| - гла|с|ки - /з/ - зВ|о|ды – в|а|дичка – в|ъ|дяной - /о/ - о
Фонетический ( пишу, как слышу: луна ) Традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношения, где сохраняется письмо по традиции.Дифференцирующие написания – это омонимы по произношению (компания- кампания, плач – плачь, рож – рожь, тушь - туш), слитные, полуслитные и раздельные написания.
Фонетические умения Умение слышать звучащее слово в правильном орфоэпическом режимеУмение интонационно выделять и называть по порядку звуки в словеУмение ориентироваться в звуках- «соседях»Умение характеризовать звуки
Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов) Для решения орфографической задачи ученик должен:увидеть орфограмму в слове;определить её вид;определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения;решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму;написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Структура орфографического действия Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачиВыбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить)Выполнение намеченной последовательности действий – решение орфографической задачиОсуществление орфографического самоконтроля
Орфографические умения: ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи)применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи)проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)
Орфографическая зоркость Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании.Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.
Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонетических умений;познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Феномен «природной» грамотности Хорошо читающие детиХорошо ориентируются в смысловой структуре текстаПрисуща орфографи ческая ориентировка в тексте
Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне. Кто заметил, как пишется слово …?Кому удалось обратить внимание на написание слова …?Какое слово пишется не так, как слышится?Что необычного вы заметили в написании слова …?Кто сможет орфографически проговорить, не глядя в текст, названия городов, которые встретились в статье? И т. д.
Этапы обучения списыванию по правилам Письмо под диктовку в заданном темпе с проговариванием.Организация списывания по типу зрительных диктантов.Самостоятельное списывание текста.Обучение действиям самоконтроля и самооценки.Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.
Опознавательные признаки орфограмм Для гласных – положение без ударенияДля согласных – парность по глухости- звонкости, нахождение на конце слов и перед другими согласными, кроме непарных звонких, [в] и [в`].
Как писать без ошибок? находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы.знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммыне знаешь – пиши с пропускомпопробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропускпроверьчитай по слогам, снова находи все орфограммыгде можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибокесть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос
Как искать проверочные слова для корня? 1. Объясни значение с помощью родственного слова или подбери другое родственное слово3. Если нужно, выполни оба действия.
Действия ученика при написании окончаний существительных определить падеж определить склонениевспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеженаписать окончание существительного
Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных по начальной форме определить тип склонения;подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием;подставить его на место проверяемого слова;написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного;проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.
Слова «костыли» Грудь 3Плечо 2Рука 1
Карточка - помощница
окончание безударное? Если да, то шаг 2.задай вопрос к глаголу – определи вопрос неопределённой формы (не забудь про букву С в вопросе);поставь глагол в неопределённую форму;на –ить?определи спряжение;определи лицо, число глагола;впиши безударную гласную в окончание глагола.
Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.
Ключевые моменты самоконтроля Что проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения;Как проверять, т. е. иметь набор необходимых операций.
Ошибки Описки (опечатки)Орфографические ошибкиНужно быть внимательнымНужно знать правилаЧтобы не было ошибок
Как проверить письменную работу? Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок.Отмечай все орфограммы.Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок.Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой ?
Способы правки ошибок подчёркиваю слово, где есть ошибка;подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание;если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам;на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи;указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация;указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).
Как работать над ошибками? найди подчёркнутое слово; определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её;выпиши слово с пропуском на месте той буквы, которая выбрана неверно;реши, какое правило следует применять;выполни нужные действия и вставь букву;исправь ошибку в тексте.
Условия успешного формирования орфографического самоконтроля чтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным, нужно обеспечить его мотивацию;младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия, но и его ход;школьников важно не только научить, но и приучить выполнять самоконтроль, для этого служат специальные памятки;чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, а не ограничиваться простым исправлением.
Литература: Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., 1991.Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности.//Начальная школа. 1999, №7, с. 35-49Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/Под редакцией М. С. Соловейчик. М., 1993.