«Факторы повышения эффективности урока» «…урок – это архаика, но колесо ещё древнее, но попробуйте без него обойтись» Е. Ямбург Научно-практический семинар01.12. 2009
Что такое «эффективность урока»? Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких-либо действий. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени
Признаки современного урока
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКАКонкретность поставленной цели и задачиУмение добиться целей и задач на практикеЗаинтересованность учителя и учениковРезультативностьКачество учебного материалаФормирование умений и навыковРазнообразие методовЭмоциональная подача материалаИндивидуальная работаМастерствоУмение общатьсяАктивная работа учащихсяСамостоятельность учащихсяТворчествоЛичность учителяВзаимодействие учителя и ученика
Критерии эффективности современного урока Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.Мотивация познавательной деятельности на уроке.Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.Достижение целей урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
От чего зависит эффективность уроков?1. Подготовка учителя к уроку Учитывает особенности класса:* уровень успеваемости, * отношение к предмету, * темп работы, * подготовленность учащихся, * отношение к дисциплине, * индивидуальные особенности. Учитывает свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:- определить место урока в теме, темы в годовом курсе;- выделить общую задачу урока;- посмотреть учебную программу, учебную литературу;- восстановить в памяти материал учебника;- отобрать опорные знания;- выделить главную идею урока;- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;- экономить время;- поддерживать темп, посильный для большинства.У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности
Виды организации деятельности на уроке: лекциядискуссияролевая игрателемостКВНгостинаябеседа, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебникаконспектированиеэксперимент, опытыработа в парахпрограммированиесовместная деятельность по достижению цели урокаисследованиемузыкальная паузафронтальный опросвзаимопроверка, самопроверкааукцион идейтестированиепрактическая деятельностьсочинения сказки по предмету карточки для устной работысамостоятельное составление заданийсоставление тренажеров для устной и самостоятельной работы
Виды организации деятельности на уроке: путешествиепресс-конференция«крестики-нолики»«морской бой» пересказ текстагрупповая работатворческие заданиясамостоятельная работасоставление плана, рецензии, конспекта, отзыва, рефератаработа с картами, контурными картамидидактический материалработа с иллюстрациямисоставление кроссвордовзадания для самостоятельной работы товарищейнаглядные пособиямодели фигур, развертки, графикидокладыпрезентациисоставление памятокиздание книг, брошюрсоставление тестов и др.
Типы современных уроков
Типы современных уроков
Пути и средства повышения эффективности урокаПоиск новых подходов к управлению развитием личности.Проведение мониторинга качества знаний. Использование личностно-ориентированного подхода.4. Организация урока при соблюдении правил:определение целей урока, вида урока;выбор методов, приёмов и средств обучения;определение структуры5. Рациональная организация режима работы, обеспечение жизнедеятельности школы, уровень социально-психологической помощи.6. Работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности и с учащимися с низкой учебной мотивацией.7. Использование новых образовательных технологий.
Существует такая формула: Т-П-П-ПТрудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное должно быть приятным(будь то зарядка, выстраивание отношений, любая инновация и многое другое)Как нельзя лучше она подходит к теме нашего сегодняшнего семинара