Урок как среда взаимодействия учителя и ученика. Научно-практический семинар 18марта 2009 г.
Условия, при которых урок может стать средой взаимодействия учителя и ученика 1. Планирование урока:ЦельМетодыСодержание СредстваФормы
2. факторы, влияющих на состояние ученика
3. организация образовательного процесса оформление классного помещения как образовательного пространства (расстановка мебели для возможной быстрой перегруппировки ученических мест, размещение наглядных пособий и технических средств обучения для удобного их пользования и т. д.);его дидактическое обеспечение (совместное: учитель — ученик планирование учебного процесса от замысла и проекта до результата, разработка раздаточного материала, наличие фонда справочной и другой литературы, создание системы обратной связи);использование различных форм и способов получения знаний учащимися;осуществление промежуточного и итогового контроля;создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого ученика, ведение наблюдения заего развитием;выбор различных форм взаимодействия и стиля коммуникаций с учащимися. Субъект-субъектные отношения.
Стиль педагога Стиль – это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий.Составными частями стиля являются:-профессионально важные личностные качества, характеризующие и педагогическую деятельность, и личность учителя;- практические действия, отражающие отношение учителя к деятельности;- общение учителя с субъектами педагогической деятельности.Стиль педагогической деятельности характеризует учителя, опыт его работы.
Расшифровка стилей: ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль;ЭМС – эмоционально-методический стиль;РИС – рассуждающе-импровизационный стиль;РМС – рассуждающе –методический стиль
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Вы обладаете многими положительными качествами, у Вас высокий уровень знаний, Вы умеете преподнести материал, обладаете артистизмом, Вы хорошо налаживаете контакт с учениками. Однако у Вас отсутствует методичность, Вы недооцениваете роль организции деятельности учащихся с учебным материалом, недостаточно работаете со слабыми учениками, Вы самоуверенны – пробуждаете интерес к предмету, но знания учащихся нестойкие.
Эмоционально-методический стиль Вы обладаете многими достоинствами: у Вас высокий уровень знаний, методичность, контактность. Вы умеете заинтересовать, умеете варьировать материал, у Вас хорошая дисциплина на уроках. В результате – хорошие знания учащихся.Однако у Вас много самоуверенности, нет выдержанности. Необходимо меньше говорить на уроке, быть более сдержанным.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) У Вас много достоинств (почти те же, что у ЭИС, плюс выдержанность)Однако Вы недостаточно интересуетесь методикой преподавания, у Вас проблемы с дисциплиной на уроке. Желательно больше проявлять изобретательности в своей деятельности.
Рассуждающе-методический стиль (РМС) У Вас есть достоинства: высокая требователдьность в работе, знания методики.Однако Вы не умеете поддерживать интерес у учащихся к предмету, у Вас нестабильное эмоциональное поведение, учащимся на Ваших уроках довольно скучно.
Выводы: Из характеристик следует, ч то учителям эмоциональных стилей необходимо обратить внимание на повышение результативности их деятельности, а учителям рассуждающих стилей – на совершенствование процесса обучения в целом.
Классификация типов учителей
Ключ для обработки ответов 25-30 баллов –демократический стиль общения.20-24 балла – склонность к авторитарному стилю.10-19 баллов – либеральный стиль общения.
Как расположить к себе и задержать внимание в молодежной аудитории 1. Говори популярно, воздействуй на чувства, дай им веру хотя бы в самих себя. 2. Не выступай без широкого набора технических средств обучения. Не объясняй «на пальцах», им нужно показать яркий материал.3. Твоя речь должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории – обязательны!4. Покажи причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируй смелость мышления, принципиальность в оценках.5. Не критикуй голословно, доказывай и переубеждай. Лучше быть солидарным с их идеями и предложениями. Разумными. Но неразумные идеи молодых слушателей критикуй деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать. Неразумность можно умело доказать, но уверенности, что они откажутся от своих идей после твоих слов, ты не ощутишь.6. Будь предельно откровенным.7. Твоя помощь в решении их проблем, поддержка их инициатив и начинаний будет принята, но благодарности не жди.8. Замечай и подчеркивай их успехи в познании окружающей жизни.
12 «нельзя» для поведения в молодежной аудитории 1. Навязывать свои мысли, быть назойливым и надоедливым.2. Возвышаться над аудиторией, подчеркивать свое превосходство.3. Быть категоричным без надобности.4. Ограничиваться логикой абстрактных рассуждений.5. Говорить плохо о тех, кем молодежь восхищается в данный момент.6. Изворачиваться и выгораживать того, кто себя дискредитировал в глазах общественного мнения.7. Упрекать и корить за незнание, ошибочное понимание.8. Льстить аудитории, угождать ей, идти по поводу у нее.9. Играть на чувствах молодых людей.10. Уклоняться от острых вопросов.11. Принижать чувство их собственного достоинства.12. Прибегать к публичной отрицательной оценке, если дело легко поправить без гласности и человек осознал свои ошибки.