Ежегодное собрание научно-педагогической общественностивысшей школы Российской Федерации Механизмы развития научного потенциала и эффективность их использования вузами РособразованияДокладчик заместитель руководителя Федерального агентства по образованиюдоктор экономических наук, профессорЕ.Я. Бутко10 – 12 декабря 2009 годаг. Санкт-Петербург
Основные механизмы развития научного потенциала вузов Рособразования совершенствование деятельности аспирантур и докторантур;развитие материально-технической базы для проведения исследований;повышение результативности научных исследований и разработок; активизация участия в реализации федеральных и ведомственных целевых программ;развитие инновационной системы высшей школы.
Основные показатели научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций Рособразования Кадровый потенциалПодготовка кадров высшей научной квалификацииМатериально-техническая база проведения научных исследованийРезультативность научных исследований и разработокНаучно-исследовательская деятельность студентов Финансирование научных исследований и разработок
Кадровый состав работников высшей научной квалификации вузов Рособразования (2008 год) и условия для развития научного потенциала
Подготовка научных кадров за счет средств федерального бюджета Подготовка научных кадровпо отраслям: техническая:аспирантов – 17 218,докторантов – 927; физико-математическая:аспирантов – 4 396,докторантов – 265; биологическая:аспирантов – 2 397,докторантов – 99; науки о Земле:аспирантов – 2 186,докторантов – 103; химическая:аспирантов – 1 685,докторантов – 102.Более 50% от всего контингента аспирантов и докторантов проходят подготовку, ориентированную на высокотехнологичные отрасли экономики.
Подготовка кадров для высокотехнологичных и оборонной отраслей промышленностиТрудоустройство выпускников аспирантур
Снижение среднего возраста докторантов вузов РособразованияВ 2009 году поддержаны предложения вузов по открытию 60 докторантур
Развитие материально-технической базы для проведения исследований Высших учебных заведений - 345 Государственных научных учреждений - 18В подведомственных вузах функционируют:2081 проблемная научно-исследовательская лаборатория 133 технопарка 336 научно-исследовательских институтов 115 проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро 220 инженерных центров 923 научных центра 409 научно-методических центра 213 экспериментально-опытных производств
Национальные исследовательские университетыНациональный исследовательский ядерный университет «МИФИ»Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»Государственный университет - Высшая школа экономикиКазанский государственный технический университет им. А. Н. ТуполеваМосковский авиационный институт (государственный технический университет)Московский государственный технический университет им. Н. Э. БауманаМосковский физико-технический институт (государственный университет)Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоНовосибирский государственный университетПермский государственный технический университетСамарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. КоролеваСанкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптикиТомский политехнический университет
Результативность научных исследований и разработок В 2008 году подведомственными вузами: получено: 5 138 патентов Российской Федерации; 25 зарубежных патентов; 5 801 заявка на объекты промышленной собственности; продано 244 лицензии (в т.ч. зарубежным организациям 6 лицензий), зарегистрировано в реестрах Роспатента 2 433 программы для ЭВМ и базы данных топологии и интегральных схем;издано и опубликовано: 12 859 монографий, 11 155 сборников научных трудов, 34 874 учебника и учебных пособия, 508 298 статей и тезисов к докладам.
Участие студентов в научных исследованиях
Участие вузов в выставках, форумах, ярмарках
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы Цель Программы: создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании
Мероприятие 1.2Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук
Мероприятие 1.3Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантамив научно-образовательных центрах
Мероприятие 2.2Распределение участников олимпиад и конкурсовпо Федеральным округам
Мероприятие 2.4Обеспечение развития системынаучно-технического творчества молодёжи
Мероприятие 2.5Оснащение вузов современным специальнымнаучно-технологическим оборудованием
Соотношение общего количества заявок и количества заявок-победителей по 14 национальным исследовательским университетам
20 лучших регионов по значению среднего количества проектов в рамках Программы, приходящихся на 1 вуз Рособразования
Распределение тематики научно-исследовательских проектов Программы по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации
Соответствие тематики научно-исследовательских проектов Программы приоритетам модернизации экономики и технологического развития
Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» Цель Программы: создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии
Комплексы проектов Программы
Удаленный доступ к уникальному оборудованию обеспечивает: расширение круга потенциальных пользователей оборудования и методик исследования;широкопрофильную подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для различных областей наноиндустрии за счет расширения спектра оборудования используемого при обучении.Виды работ и услуг, предоставляемых в режиме удалённого доступа:
Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Задачи программы: привлечение к научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов, студентов;получение новых знаний;внедрение результатов научной деятельности в образовательный процесс;повышение качества высшего профессионального образования.
Результативность Программы в 2006 – 2008 годах 1 238выполнено научных проектов;14 196 человек приняли участие в научных исследованиях, из них 4 350молодых учёных, докторантов, аспирантов, студентов
Состав участников Программы в 2009 годуВ рамках мероприятия 1 Программы 334 вуза выполняют 3801 научно-исследовательских работВ рамках мероприятий 2 и 3 Программы 253 вуза выполняют 1925 проектов
Соответствие проводимых исследований по Программе приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации
Распределение тематики проводимых исследований по приоритетам модернизации экономики и технологического развития Российской Федерации
Развитие инновационной системы высшей школы Цель - поддержка малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере деятельности в системе высшей школы, создания и развития ключевых элементов инновационной инфраструктуры:бизнес-инкубаторов, технопарков,инновационно-технологических, рекламно-выставочных, информационно-аналитических, студенческих инновационных центров, центров научно-технической экспертизы, центров трансфера (передачи) технологий, отделов по управлению интеллектуальной собственностью, консалтинга, маркетинга.Рособразованием разработана целевая программа ведомства«Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере»
Мероприятия Рособразования по реализации Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ: 1) проведен мониторинг вузов, подведомственных Рособразованию, по готовности создания хозяйственных обществ:121 вуз подтвердил свою готовность создать 925 малых инновационных предприятий на 11 485 рабочих мест; 2) организована работа по внесению дополнений в уставы подведомственных вузов и научных учреждений:244 вуза внесли изменения в свои уставы;3) на базе 42-х подведомственных Рособразованию вузов уже создано 112 хозяйственных обществ на 846 рабочих мест;4) организованы разработка и обсуждение проекта целевой программы ведомства «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере»;5) разработаны и размещены на сайте Рособразования Методические рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и макет устава создаваемых хозяйственных обществ;6) разрабатывается единая база данных Рособразования по интеллектуальной деятельности подведомственных вузов и анкета учета ее результатов.
Предложения вузов по повышению эффективности научно-исследовательской деятельности Ежегодное проведение вузами инвентаризации результатов НИР для выявления новых и перспективных разработок, для коммерциализации и внедрения в промышленность.Активизация участия вузов в ФЦП, в том числе программах Роснауки, международных научных проектах, а также работу по прямым договорам о создании научной продукции.Создание вузами технопарков, бизнес-инкубаторов, вовлечение в их работу студентов и аспирантов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.Внедрение в учебный процесс результатов научно-исследовательской деятельности в виде создания нового поколения учебных пособий, учебников, в том числе дистанционных и мультимедийных. Организацию работы по формированию студенческих научных групп при научно-исследовательских лабораториях (центрах), студенческих конструкторских бюро.Создание научными организациями на базе вузов лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.Создание вузами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс.Привлечение к учебному процессу ведущих ученых и представителей реального сектора экономики.Создание в вузах системы кадрового резерва.
Спасибо за внимание!