Семинар для педагогов ДОО Культура речи учителя-логопеда ДОО – как компонент профессиональной компетентности педагога Подготовила: Желнова Наталья Леонидовна учитель-дефектолог СП д/с «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска2014
Цель: повышение культуры речи педагога как компонента педагогического мастерстваЗадачи: способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. уточнить и закрепить знания педагогами приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
«Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» Л.И. Скворцов
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагогаи всех окружающих.Плодотворно работать над речью детей может только логопед, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
В речи педагогов отмечаются следующие недостатки:нечеткое произношение звуков в процессе речинеправильное ударение в словах;ускоренный темп речи;многословие, наслоение лишних фраз, деталей;использование просторечий и устаревших слов;засоренность речи словами-паразитами;копирование речи малышей, «сюсюканье»);
Отсутствие речевых дефектов, таких как заикание, неправильное произношение звуков, а так же наличие в речи акцентов и различных диалектных особенностей. Правильное использование интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра. Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и не слишком быстрой. Педагог должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!)
Компоненты культуры речи педагогаГрамотность построения фраз. Простота и ясность изложенияПравильное использование специальной терминологии
Правила речевой культуры педагогаПедагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать. Педагог должен говорить внятно. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
Невербальная культура общения педагогаПоза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения.
От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает. Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Докладчик оперировал с непроверенными данными. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. Ответ по заявлению был получен немедленно. Заведующий больницы встретил нас приветливо. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:Ехать бежать МахатьСестьЛечьОпределить род существительных и употребить слово в правильной форме: Лицо скрыто (вуаль)… Окна занавешены (тюль)… Голова покрыта (шаль) … Вымою голову (шампунь) …Крышу кроют (толь) …
Исправьте предложения, объясните ошибкиДокладчик оперировал с непроверенными данными. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. Ответ по заявлению был получен немедленно. Заведующий больницы встретил нас приветливо.
Назвать однокоренные словаДом СадОбъяснить, почему так называются птицыВЕРТИШЕЙКА – ГОРИХВОСТКА –словно горит.ЗЯБЛИК –ТРЯСОГУЗКА –ЧАЙКА –ЛЕБЕДЬ-ШИПУН – Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпеЛисичка –Таблетка – Самолет – Чайка – Роза – Июнь – Стенка – Сказка – Иголка – Белка – Пальцы – Ворона –Забор –
Найти ошибку и исправить.Радость старит, а горе молодит.Добрый мир лучше худой ссоры.Валит со здоровой головы на больную.И мал, да плох, и велик, да удал.Добрая слава бежит, а худая лежит.Говори больше, а делай меньше. Один в золе не воин. Трус своей лени боится.Труд портит, а лень кормит.Нашла коза на камень.Не зная броду, не суйся в моду.Не ноги горшки обжигают.В здоровом теле здоровый пух.Купить кита в мешке.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Использованные источникиАгеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.Азаров Ю. П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. – 1 26 с. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М.: Просвещение, 2009. – 330 с.Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – № 3. – с. 19-21Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 сЯкушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.Колосова И.В., Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения. http://www.menobr.ru/materials/46/8320/ Дата обращения 04.03.2014.Ртищева О.А., Якушева С.Д., Формирование речевой культуры личности педагога-мастера дошкольного образовательного учреждения.http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2932-2012-05-27-18-07-20 Дата обращения 05.03.2014.