Исследовательская деятельность учащихся, как способ успешного развития личности Выполнила учитель МОУ «Тверская гимназия №6» Иваськова О.С.
Особенности исследовательской деятельности в образовательном процессеЗадача общеобразовательной школы — подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслитьОсобая роль в развитии современной всесторонне развитой личности принадлежит исследовательской деятельности, которая закладывает познавательный интерес к предмету, помогает овладеть знаниями, раскрыть способности, сформировать важные черты характера и стать уверенными в себе и в своих силах Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения деятельности, развитии способности к исследовательскому мышлению, активизации личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний)
Основные типы творческих работ учащихся
Исследовательская деятельность- деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов исследованияОтличиепрактическая методикасобственный экспериментальный материаланализ собственных данныхсамостоятельные выводы
Эволюция позиций участников исследовательской деятельности Учитель Коллега - наставник Формы образовательной деятельности Коллега – младший товарищУченик
Развитие авторской позиции юного исследователяСамостоятельная работа учащихсяВыбор темы Выбор Анализ и задачи объекта результатов иисследования выводыКонсультационная работа руководителяСоздание Подбор Составление Подбор Составлениетеоретич- методики плана методики планаеской под работы обработки представле-базы задачу ния
Исследовательское поведениеИсследовательское поведение
Этапы исследований1. Постановка проблемы2. Изучение теории по выбранной теме3. Выдвижение гипотезы исследования4. Подбор методик и практическое овладение ими5. Сбор собственного материала6. Анализ и обобщение7. Собственные выводы8. Представление собственной работы
Формы организации исследовательской деятельности учащихсяВключение элементов исследования в урокГрупповые и индивидуальные занятия по выборуПрактические занятия (экскурсии, лабораторный практикум)Исследовательские экспедицииНаучно – практические конференции
Использование элементов исследовательской деятельности на урокахНа уроках вводятся элементы исследовательской деятельности, которые позволят вовлечь ребенка в трудную и увлекательную работу. Ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате, на доступном ему уровне, он включается в учебно-исследовательскую, творческую деятельность
Элементы исследований на урокахПреобразовать объект, свойство, условие среды, характеристику организма – проследить, какие изменения и с чем произойдут.Как изменится климат России, если Уральские горы будут располагаться не меридианально, а широтно?Как изменится облик планеты, если температура воздуха повысится или понизится на 5 градусов?Как изменится география внешних торговых связей европейских стран, если по техническим обстоятельствам на долгое время выйдет из строя Суэцкий канал?Может ли так быть, чтобы температура на крайнем севере оказалась выше, чем в пустыне Сахара?
Подготовить и провести презентацию профессий, связанную с географией Составить и провести виртуальную экскурсию по городу, региону, странеСпроектировать символический знак, ребус, географическую загадку, нарисовать, представить, защититьОпределить незнакомый объект по описаниям« Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиямиПровести самостоятельно исследование в форме анкетирования для выявления тенденций, подтверждения гипотезы
Опыт написания исследовательских работЦикл исследовательских работ по теме «Этнический состав школьников города»Изучение радиационной обстановки в школеИсследование экологического состояния поверхностных вод р. ТьмакаИсследование донорства как одного из направлений деятельности Красного Креста
1. Цели работы:- Представить информацию о деятельности Красного Креста, о безвозмездном донорстве, переливании крови.- Собрать и проанализировать статистические данные о количественных изменениях числа доноров и количества кроводач с 1990 по 2008 г.г.
Результаты исследования:Результаты исследования опровергли выдвинутую гипотезу , что в связи с изменившимися социально-экономическими условиями отмечается снижение числа доноров и соответственно кроводач.В целях увеличения числа доноров и количества кроводач необходимо:категорическое соблюдение Закона о донорстве с предоставлением льгот для граждан, систематически сдающих кровь;проведение акций по безвозмездной сдаче крови под патронажем Красного Креста и региональных властей;проведение активной просветительской работы с населением, проводимой медиками и волонтерами Красного Креста.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Список литературы1. Сборник нормативных документов. География/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа,2007.2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.,2006.3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности?//Завуч, №1,2001.4. Леонтович А.В.Рекомендации по написанию исследовательской работы. //Завуч, №1,2001.5. Надпорожская В.Г.Ученый, учитель, ученик: За этим сотрудничеством -будущее.//Школьный вестник.№1,2000.6. Немов Р.С. Психология.//Соч.: в 3т.- Москва.,2001.-т2.7. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. 2003. №10. С. 35-40. http://www.researcher.ru/methodics/method/metodicOID/edgap.html?xsl:print=1http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,2249/Itemid,0/www.researcher.ru