Исследовательская и проектная деятельность учащихся Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
"Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества". В.А.Сухомлинский
В рамках модернизации российского образования предполагается осуществить: Совершенствование содержания и методов обучения, направленное на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности;Введение профильного обучения в старших классах, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; Становление отдельных ключевых компетенций школьников, обучение умению общения и сотрудничества средствами всех учебных дисциплин.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Компетентный человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в нейКомпетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Компетентность как общепредметный образовательный минимум: Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Исследовательская и проектная деятельностьКреативныйКомпетентныйСоциализированныйНовикова Т.Г., Прутченков А.С.
Исследовательская деятельность учащихся Деятельность связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Механизмы развития исследовательской деятельности в образовательном учреждении включают в себя: Создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности;Инициирование и поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности;Сопровождение исследовательской и проектной деятельности; Создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Успех исследовательской деятельности зависит от: Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Характеристики учителя, способствующие развитию креативного мышления (Торранс) Признание ценности творческого мышления;Развитие чувствительности детей к стимулам окружения;Свободное манипулирование объектами и идеями;Умение дать конструктивную информацию о творческом процессе;Умение развивать конструктивную критику, но не критиканство;Поощрять самоуважение;Рассеивать чувство страха перед оценкой и т.д.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Факторы, оказывающие негативное воздействие на креативность учащихся (Р.Халман) Вынуждение к конформизму;Авторитарные установки и авторитарное поведение;Ригидность учителя;Проявление сарказма и насмешки;Жесткое оценивание;Жесткая ориентация на успех;Враждебность к личности с дивергентным мышлением и др.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Признаки творческой личности (исследователя) Способность замечать и формулировать альтернативы;Подвергать сомнению очевидное на первый взгляд;Избегать поверхностных формулировок;Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;Увидеть перспективу;Отказ от ориентации на авторитеты;Способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;Отказ от категорических суждений, деление на "белое" и "черное";Готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Наиболее востребованные качества исследователя: Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Фазы творческого процесса: Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Исследования ФундаментальныеПрикладныеилиТеоретическиеЭмпирическиеНовикова Т.Г., Прутченков А.С.
Фундаментальные исследования Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей и не преследуют непосредственно практических целей.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Прикладные исследования Направлены на применение открытых закономерностей и законов для решения практических вопросов и внедрения результатов в практику.Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Основные этапы исследования: Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Методы исследования Теоретические:АнализСинтезАналогияМоделированиеЭмпирические:НаблюдениеЭкспериментОпросыАнкетирование ИнтервьюированиеНовикова Т.Г., Прутченков А.С.
Этапы и функции эксперимента Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Исследовательский проект МонопредметныйМежпредметныйНадпредметныйНовикова Т.Г., Прутченков А.С.
Рекомендуемая литература: Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.- М.: Сентябрь, 2002Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.-М.: Внешкольник, №12, 2001Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью.-М.:Сентябрь, 1998 Прутченков А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социального проекта, М.:Новая цивилизация, 2001Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
Новикова Т.Г., Прутченков А.С.