ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯМОУСОШ № 15 Кудинова Нина Васильевна « ИССЛЕДОВАТЬ- ЗНАЧИТ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО ВИДЕЛИ ВСЕ И ДУМАТЬ ТАК, КАК НЕ ДУМАЛ НИКТО». А.- СЕНТ-ДЬЕРДЬИ
« Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики». Л.Н.Толстой
Исследовательская деятельность форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. В педагогике исследовательские или поисковые методы описываются как « получение определенной информации из различных источников, создание модели научного исследования». Они основаны на самостоятельной работе с различными видами источников информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и презентации результатов своей творческой поисковой деятельности, подразумевают критическое осмысление информации, выработку коммуникативных умений при работе в учебных группах и с респондентами.
Цели исследовательской деятельности на уроках обществознания: 1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.2. Расширение кругозора учащихся.3. Выявление наиболее одаренных учащихся в и развитие их творческих способностей.4. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.5. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции.
Способы исследований Исследование своего «Я»Сбор эмпирического материала и его анализПоиск, сбор, обработка информации по проблемеПроектированиеАнкетирование, анализ анкетИсследование текста как информационной системыАнализ инцидентаАнализ статистической информации
Загрязнение кабинета
Примеры анкет СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИКакие качества вы больше всего цените в личности?Каковы, на ваш взгляд, основные пути повышения социального статуса: а) на Западе, в США б) в России?Составьте свой перечень профессий (3-5): а) наиболее значимых для общества б) наиболее престижных.ОБРАЗОВАНИЕ (10 класс)Почему ты решил получить полное среднее образование в школе?Почему ты выбрал именно школу №15?Какие трудности ты испытываешь, обучаясь в старших классах?Какие «плюсы» и «минусы» российской системы образования ты можешь назвать?Твое отношение к ЕГЭ
Результат- Формирование таких качеств, как:- критичность- креативность- независимость- оригинальность-инициатива- самооценка ( реалистичная, адекватная)- самостоятельность.