ГОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж» Человек в процессе социализации
План: 1. Социализация как социально-педагогическое явление. 1.1. Понятие и сущность социализации. 1.2. Этапы и агенты социализации. 1.3. Факторы и средства социализации. 1.4. Механизмы и структура процесса социализации.2. Оценочное состояние человека в социализации. 2.1. Человек как объект и субъект социализации. 2.2. Человек как жертва социализации.
1. Социализация как социально-педагогическое явление1.1. Понятие и сущность социализации В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономики, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Выводом является понимание того, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
1.2. Этапы и агенты социализации Социализация человека имеет особенности на различных этапах. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и все они достаточно условны. I этап – младенчество (от рождения до 1 года). II этап – раннее детство (1-3 года). III этап – дошкольное детство (3-6 лет). IV этап – младший школьный возраст (6-10 лет). V этап – младший подростковый возраста (10-12 лет). VI этап – старший подростковый возраст (12-14 лет). VII этап – ранний юношеский возраст (14-18 лет). VIII этап – юношеский возраст (18-23 год). IX этап – молодость (23-30 лет). X этап – ранняя зрелость (30-40 лет). XI этап – поздняя зрелость (40-55 лет). XII этап – пожилой возраста (55-65 лет). XIII этап – старость (65-80 лет). XIV этап – долгожительство (свыше 80 лет).
Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Различают первичные и вторичные агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Первичные агенты – те, которые эмоционально связаны с ребенком (семья, близкие родные). Вторичные агенты многочисленные и условно подразделяются на несколько ступеней:люди, принимающие на себя функции первичных агентов;сверстники;общественные агенты (представители администрации школы, университета, предприятия, армии);вынужденное взаимодействие (пассажиры в метро, трамвае).
1.3. Факторы и средства социализации Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на развитие людей. Эти действующие на людей условия называются факторами. Они не все выявлены, а выявленные – не все достаточно изучены. Изученные факторы условно можно объединить в четыре группы:
Факторы социализации
Факторы социализации
Средства социализации Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфическим для общества, для социального строя, для возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в организациях.
1.4. Механизмы и структура процесса социализации Механизмы социализации Социально-психологические механизмы социализации: импринтинг (запечатление); экзистенциальный нажим; подражание; идентификация (отождествление);- рефлексия. Социально-педагогические механизмы социализации: традиционный; институциональный; стилизованный; межличностный.
Социально-психологические механизмы Социально-психологические механизмы затрагивают сознание и подсознание. Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Преимущественно работает в младенчестве, раннем детстве, хотя может быть и на более поздних этапах.Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (приспосабливаемость). Подражание – следование какому-либо примеру, образцу (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта).Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества.
Социально-педагогические механизмы Традиционные механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально создаваемыми для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и средства массовой коммуникации). Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только через трансляцию определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих представлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека если ее носители группы людей (коллеги, сверстники) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Этот механизм выделяется как специфический, так как в основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации.
Структура процесса социализации Процесс социализации можно условно разделить на четыре составляющие: 1 – стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями; 2 – относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организацион-ные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.). 3 – относительно социально контролируемая социализация (воспитания) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека; 4 – более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения) в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни и вопреки им.
2. Оценочное состояние человека в социализации2.1. Человек как объект и субъект социализации Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы человек: успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), смог участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи и общества, а также развить удовлетворительные связи с другими людьми.
Человек становится полноценным членом общества, только проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе, т.е. будучи субъектом социализации. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно или неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность и субъективность. Условно можно выделить три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи-ческого и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человек усваивает телесный канон, свойст-венный той культуре, в которой он живет (эротика, порнография), эле-менты этикета, символики, кинеси-ческого языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с полоро-левым поведением; реализует физи-ческие и сексуальные задатки; ведет здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, управление своим психо-физическим состоянием); пере-страивает стиль жизни в соответст-вии с индивидуальными возможнос-ями. Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравст-венные, ценностно-смысловые объективно определяются общест-вом в целом, а также этнорегиональ-ными особенностями и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культур-ные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. Социально-психологи-ческие задачи это становление самосознания личнос-ти, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализа-ция и самоутверждение. Самосознание личности – это достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, причем необходимо чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности резулта- том и процессом самореализации.
2.2. Человек как жертва социализации Человек не только объект и субъект социализации, но он может стать ее жертвой. Это связано с тем, чтопроцесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализацияпредполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность вопределенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его вобществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе иобособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвамисоциализации. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Конформист – полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему. Диссидент – человек, не адаптированный в обществе, но достаточно активно обособленный. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которыххарактерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастномэтапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человеканаиболее вероятно. К ним относятся: нездоровье родителей, пьянство, питание, гипо- и гиперопека,негативное отношение, девиантное поведение родителей и т.д. Произойдет ли столкновение человека с этими опасностями зависит от его индивидуальныхособенностей. Виды жертв неблагоприятных условий социализации:реальные – инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями;потенциальные – люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона и т.д.; дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями; представителей инонациональных групп в местах комплексного проживания другого этноса;латентные – высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают. Таким образом, человек выступает во всех трех ипостасях – объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации.