Благотворительность на Руси в 16-17 веках
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
В 16 веке началась история общественной благотворительности в России.
С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев.В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор.Иосифо-Волоколамский монастырь, имел странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.
Особым примером христианского милосердия служит жизнь святителя Макария, архиепископа Великого Новгорода и Пскова ,в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар.
Царь Иван IV (Грозный) начал процесс, направленный на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся.
Впервые на Стоглавом соборе 1551 года Иван IV сказал о необходимости строить в каждом городе богадельни и больницы
1601 год в стране начался страшный голод Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, изъятые запасы хлеба продавались по низкой цене.
Широко развернулась благотворительная деятельность при династии Романовых. Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. У его преемника, Алексея Михайловича в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.
По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги.
В царствование молодого Федора Алексеевича((1676-1682), был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В 1682 году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.
Петр I уделял много внимания устройству больниц, богаделен, разного рода приютов. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных».
Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, выдавать престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые деньги», а состоятельных граждан призывает вкладывать «милостные» средства и продукты непосредственно в богадельни и госпитали.
Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена.
Сегодня в народе вновь утверждаетсяпонятие духовности и нравственности.Возрождаются вековые традицииблаготворительности
Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами своей страны