Храмовое искусство Древней Руси.
Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест.
Вид древнего Киева. Реконструкция. В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и посад и окружив их новой системой оборонительных сооружений – огромными валами и рвами. На территории города насчитывалось более десяти деревянных и каменных церквей. В 1037 г. начато строительство Софийского собора.
Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудрым (1037- 1050). София Киевская – пятинефный собор крестовокупольной системы, на востоке ограничен пятью апсидами, увенчан 13 куполами, под центральным куполом двенадцатиоконный барабан, который заливал светом огромное пространство. Ступенчато пирамидальный облик храма выгодно отличает собор от однотипных византийских церквей.
Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986 – 989 гг. Киев. Десятинная церковь, возведенная в 986 -996 гг. в честь Пресвятой Богородицы. На сооружение храма ушла десятая часть княжеских доходов (отсюда и название). Церковь рухнула во время осады Батыя.
Одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольной системы
Портал – архитектурно украшенный вход.
Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом.
Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).
XI – XII в. на Руси – период феодальной раздробленности. В это время образуются новые княжества со своими художественными школами. Выделяются два центра: Новгород и Владимиро – суздальское княжество. Новгородская церковь Спаса Нередицы отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.
Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г.
Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских зодчих. В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.
Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости. Храм посвящен Покрову Богородицы. 1 октября – празднование Покрова. У славян это день благодарения земли за урожай.
"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию. Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую.
В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нём.
Дмитриевский собор во Владимире. 1194 – 1197 г.г. Храм отличают идеальные пропорции и великолепная каменная резьба. Кажется что перед нами драгоценный ларец, сделанный по заказу каменного Великана. Храм являлся образом мироздания, «кораблем спасения», центром общественной жизни и синтезом всех искусств.
Дмитриевский собор во Владимире. Белокаменная резьба фасада.
1 купол –Иисус Христос 2 купола – Бог и человек 3 купола – Святая Троица 4 купола – четыре евангелиста 5 куполов – Христос и евангелисты 7 куполов – семь таинств 9 куполов – девять чинов ангельских 13 куполов – Христос и апостолы
Общие черты в архитектуре XII в.: строились одноглавые четырехстолпные и шестистолпные храмы, внушительна толщина стен, купол шлемообразной формы. Храм – как вобравшая в себя силы твердыня, как богатырь. Знаменита Киевская Русь своими ремесленниками: гончары, кузнецы, плотники, резчики, златокузнецы.