Семинар классных руководителейпо теме: «Подростки с девиантным поведением».
Цели семинара: выявить потребности классных руководителей ОУ в оказании методической помощи по организации психолого-педагогической поддержки детей с отклонениями в поведении; помочь определить составляющие отклоняющегося поведения обучающихся; создать условия для обмена опытом между педагогами по организации работы с обучающимися, имеющими отклонениями в поведении, и их родителями по оказанию им психолого-педагогической помощи; пополнить методическую копилку педагогов играми и упражнениями на сплочение детского коллектива и установление доверительного контакта
Классификация детей групп риска
Правополушарные дети ХарактеристикаБогатое воображениеХорошо развито образное мышлениеПрекрасно воспринимают метафоры, образы, сравненияОсновные трудности, возникающие в процессе обученияЗатруднения логически мыслить, структурироватьТрудно сосредоточиться на фактах
Правополушарные дети Советы и рекомендации задействовать воображение и образное мышление (использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки)
Дети-синтетики ХарактеристикаОпираются на общее, а не на частноеМало внимание уделяют деталямОсновные трудности, возникающие в процессе обученияТрудности с анализом, планом, конспектом
Дети-синтетики Советы и рекомендацииРазвивать аналитические навыки изучая каждую тему важно ее обобщить, выделить основные блоки
Тревожные дети ХарактеристикаЭмоциональное напряжениеЛюбая ситуация – опаснаяТревога в проверке знаний в любом виде(контрольная работа, диктанты …)Основные трудности, возникающие в процессе обученияЧасто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляяПри устном ответе – наблюдают за реакцией учителя
Тревожные дети Советы и рекомендацииСоздание ситуации успеха, поощрение, поддержка («Я уверен, что ты справишься»…)
Неуверенные дети ХарактеристикаПрибегают к помощи другихНе могут проверить качество своей работыСправляются с заданиями по образцуОсновные трудности, возникающие в процессе обученияОчень долго не могут приступить к выполнению задания
Неуверенные дети Советы и рекомендацииПредложить выбрать самому решениеПоддерживать простыми фразами («Я уверен, у тебя всё получится»)Нельзя говорить фразы типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько»
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Характеристика«невнимательные», «рассеянные»низкий уровень произвольностинеустойчивая работоспособность, часто отвлекаютсяОсновные трудности, возникающие в процессе обученияпри высоком уровне развития и объеме знаний нерационально используют время
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Советы и рекомендацииВнешние опоры (часы, списки, линейка…)Помощь в самоорганизации
Перфекционисты и «отличники» ХарактеристикаОчень высокая успеваемость, ответственность, исполнительностьЧувствительны к похвалеОсновные трудности, возникающие в процессе обученияВыполнить все задания!!!
Перфекционисты и «отличники» Советы и рекомендацииПомочь скорректировать разницу между «достаточным» и «превосходным»Помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее
Астеничные дети ХарактеристикаВысокая утомляемость, истощаемостьБыстро устаютУвеличение количество ошибокОсновные трудности, возникающие в процессе обученияВысока вероятность снижения качества работы
Астеничные дети Советы и рекомендацииНе предъявлять заведомо невыполнимых требованийВыбор оптимального режима подготовки (перерывы, сон…)
Группы детей с «плохим» поведением дети, имеющие отклонения в физическом развитии дети, имеющие отклонения в психическом развитиидети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении дети, контроль за успеваемостью и поведением которых в семье ослаблен
Классификация групп Дети, имеющие отклонения в физическом развитии.Дети, имеющие отклонения в психическом развитииДети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении.Дети, контроль за успеваемостью и поведением которых в семье ослаблен.
Факторы, влияющие на формирование поведения: биологические (наследственные,связанные с особенностями физического здоровья)психологические (связанные с особенностями индивидуального психологического развития)социальные (связанные с субъективным опытом взаимодействия ребёнка с окружающим миром)
В сороковых годах XIX века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкрус предложил классификацию мотивов «плохого» поведения. К ней он предложил несложную диагностику, которую могут провести педагоги без вмешательства психолога, с опорой на собственные ощущения и наблюдения. Эта классификация хороша тем, что она не ищет ответа на вопрос, почему ребёнок ведёт себя так, а указывает на то, что необходимо сделать, чтобы ребёнок как можно меньше хотел вести себя таким образом.
Помощь подросткам с девиантным поведением. Индивидуальные консультации.Помощь психолога.Со стороны классного руководителя: работа с родителями, составление памяток по методам воспитания таких детейПедагогическая поддержка и общение. Вовлечение таких детей во внеклассную работу и внеучебную деятельность.