«Формирование положительной мотивации в образовательном процессе»
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Учебные мотивы – весь комплекс побудителей учебной деятельности:познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.Мотивация – реализация мотивов в учебной деятельности
Группы мотивов. Познавательные мотивыинтерес к получению знаний;любознательность;стремление к развитию познавательных способностей;получение удовольствия от интеллектуальной деятельности;организация учебного трудасамообразование Социальные мотивынаправленность на общение с людьмиотношения с другими людьмистремление занять определённое место среди сверстниковзаслужить авторитетосознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия
Уровни познавательных мотивов Широко познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями.Учебно – познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний.Мотивы самообразования – ориентация на приобретение специальных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования
Уровни социальных мотивов 1.Широкие социальные мотивы – долг и ответственность, понимание социальной значимости учения.2.Узкие социальные или позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.3.Мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком
Типы отношений к учению Отрицательное отношение – бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату: не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности, учебная деятельность не сформирована.Положительное (аморфное, нерасчлененное) отношение к учению – наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; широкие социальные мотивы долга: понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем.Положительное (познавательное, осознанное инициативное) отношение к учению – мотивация характеризуется переопределением и доопределением задач учителя, постановкой новых целей. Учебная деятельность включает возникновение самостоятельно поставленных целей, овладение умениями планировать и оценивать учебную деятельность.Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение школьника к учению – мотивация характеризуется соподчинением мотивов и их иерархией, устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы, умением преодолевать препятствия при достижении цели. В учебной деятельности наблюдаются поиск нестандартных способов решения учебной задачи, гибкость и мобильность способов действий, выход из учебной деятельности к самообразованию, переход к творческой деятельности.