Министерство общего и профессионального образования Свердловской областиГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5»(ГОУ СО «Асбестовская СКШИ № 5») Деятельностный подход в обучении учащихся с ОВЗ музыкеРазработала: учитель музыки 2 категорииЗырянова Любовь ЛьвовнаАсбестовский городской округ2009
Цель: Совершенствование музыкального воспитания в школе на основе деятельностного метода обучения. Задачи:Сформировать представления учащихся о мире музыки искусства.Развить интерес к музыке и потребности в музыкальной деятельности через разные виды ее.Определить принципы, методы и приемы, позволяющие добиваться положительных результатов.
Планируемый результат: Успешная реализация данных задач.Положительная динамика музыкальной деятельности учащихся.
Алгоритм действий 1.Организация психолого-педагогического исследования (анкета, выявление уровней развития познавательных функций, развитие музыкальных способностей и возможностей учащихся).2. Урок музыки. Результативность музыкального образования.3. Коррекционная направленность в обучении.4. Профессионализм педагога.
Уровень музыкального развития учащихся 5 «б» (2005 г.), 7 «б» (2008 г.)
Диагностика интеллектуальных особенностей учащихся
Диагностика музыкальных способностей учащихся
Фрагмент урока музыкиТема раздела: «Музыка и живопись» Тема урока: «И слышен звон … звон »5 класс
Музыкальная картинка
Тема урока:«И СЛЫШЕН ЗВОН ... ЗВОН »
«Вечерний звон»Томас Морперевод: Иван Иванович Козлов (русский поэт 18 века ) Вечерний звон, вечерний звонКак много дум наводит он.О юных днях в краю родномГде я любил, где отчий дом.И как я с ним навек простясьЗдесь слушал звон в последний разВечерний звон. Вечерний звонКак много дум наводит он.
Ответьте на вопросы 1. Соответствует ли характер романса, характеру стихотворения? 2. Чем объяснить медленное, протяжное, напевное звучание? 3. Нужен ли аккомпанемент при таком исполнении?
ЗВО-О-О-О-ОНЗВОН-Н-Н-Н-Н
И.И.Левитан «Вечерний звон» 1892 год
П_Р_ЗВОН НАБАТ КРАСТНЫЙМИТЕЛЬНЫЙ ТР_ЗВОН
Крестовоздвиженский (Никольский) храм
Спасская церковь
Знаменский кафедральный собор
Большое внимание в учебном процессе уделяется созданию учащимся творческих проектов (рисунки, рефераты). Рекомендовано учащимся использовать связь с другими предметами (ИЗО, литература, история). Учащиеся, исполняя творческий проект, используют информационные технологии (использование текстовых, графических, мультимедийных редакторов, в соответствии с школьной программой).
Для достижения положительных результатов в обучении учащихся музыке разработан программно-методический инструментарий:Тестовый материал по программе «Музыка» 5-7 классы.Опорные таблицы «Средства музыкальной выразительности», «Анализ музыкального произведения».Пакет памяток: правила слушания музыки, исполнение песни.
Принципы деятельностного подхода в обучении использовать многообразные варианты исполнительской деятельности;активизировать образное мышление;закрепить приобретенные навыки в ролевой игре концертного выступления «Я-певец».
Коррекционные методы приема ситуация успеха;дозирование нагрузки;поощрения;индивидуальный подход.
Внеурочная деятельность
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ творческой лаборатории Учебно-методическое обеспечение Личностно-профессиональная готовностьТворческий процесс создания урока
1. Компоненты учебно-методического обеспечения Создание научно-методической библиотеки учителяОтбор и применение дидактического материалаПодготовка и использование наглядных пособийПрименение технических средств обученияОформление учебного кабинета
Создание научно-методической библиотеки учителя «МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»:накопление песенного репертуараинструментальное музицированиематериал к урокам (информация)игровой и занимательный материалдидактический материалматериал для внеклассной работыфонотека
Применение технических средств обучения проигрывательдиапроектормузыкальный центрвидеомагнитофон_______________________________________________________________________DVD компьютермузыкальные инструменты
Заключение Подводя итог моей работы можно отметить, что системная и плановая организационная педагогическая деятельность, использование педагогических технологий, коррекционных методов и приемов в работе, применение разных видов деятельности на уроке музыки, взаимодействие всех участников образовательного процесса позволили добиться положительных результатов. Считаю, что стратегия выбрана мной верно, планируемый результата достигнут.