Анализ и целеполагание – основа деятельности учителя в сфере самообразования семинар – практикум сентябрь 2009г.
Методическая тема школы /2008 – 2009 уч.г./«Инновационная деятельность учителя в условиях создания новой Программы развития»
Методические темы предметных МО: МО учителей математики, физики, информатики – «Создание условий для повышения качества знаний учащихся с различной школьной мотивацией»,МО учителей истории и обществознания – «Активизация познавательной деятельности личности через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса»,МО учителей начальных классов – «Моделирование компонентов образовательной среды, способствующих развитию творческого потенциала, дифференцированных способностей, склонностей и интересов учащихся».
МО учителей естественных наук – «Создание условий для повышения качества знаний учащихся с различной школьной мотивацией на уроках естественнонаучного цикла»,МО учителей иностранного языка – «Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности»,МО учителей физической культуры – «Урочная и внеурочная деятельность учителя как средство укрепления здоровья обучающихся»,МО учителей предметов эстетического направления – «Развитие творческих способностей обучающихся через личностно-ориентированные подходы в обучении»,
73% педагогов школы в течение учебного года работали над индивидуальными методическими темами в рамках процесса самообразования:МО учителей физической культуры (25%),МО учителей истории (100%),МО учителей иностранного языка (100%),МО учителей математики, физики, информатики (47%),МО учителей естественных наук (57%),МО учителей предметов эстетического направления (100%),МО учителей русского языка и литературы (70%),МО учителей начальных классов (72%).
Формулировки некоторых тем: не дают возможность понять, почему и зачем педагог занимается изучением этого вопроса; являются слишком глобальными, что нецелесообразно с точки зрения сути методической работы; в большинстве случаев очень далеки от методических тем школы и предметных методических объединений и не вписываются в логику деятельности образовательного учреждения.
«Инновационная деятельность учителя в условиях создания новой Программы развития школы»«Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности»«Развитие интерактивных умений с использованием ситуаций на среднем этапе обучения иностранному языку»
II. Формулировки целей и задач:цели, как правило, весьма неконкретны, расплывчаты и, следовательно, недостижимы;цели и задачи не образуют единой системы деятельности для достижения желаемого результата;под целями и задачами чаще всего имеют в виду традиционно исполняемые функции с небольшими модификациями;в одних планах цели отсутствуют как таковые, в других они носят стратегический характер и требуют разработки целых программ для их достижения.
Почему я хочу этим заниматься? Зачем и кому это нужно? Как ставить и реализовывать достижимые цели?
«Тема» - предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества и т.п. «Методика» - совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь»). «Методическая тема» – это конкретный вопрос из сферы профессиональной деятельности педагога, изучением которого он занимается в целях повышения уровня своего профессионального мастерства.Составные части грамотно сформулированной методической темы – проблема и избранные для её положительного решения меры
Пример для иллюстрацииПроблема - с одарёнными детьми в школе работают 12% педагогов, их деятельность носит бессистемный характер и направлена не столько на выявление, поддержку и развитие детской одарённости, сколько на удовлетворение профессиональных амбиций педагогов.Способ её решения - изменить данную ситуацию можно, если заинтересовать учителей этой работой, создать условия для формирования у них внутренней мотивации, потребности этим заниматься. Для этого необходимо создать систему индивидуального методического сопровождения деятельности педагогов, работающих с одарёнными детьми. Методическая тема – «Система индивидуального методического сопровождения педагогов как средство их мотивации на работу с одарёнными детьми».
«Инновационная деятельность учителя в условиях создания новой Программы развития школы»«Моделирование компонентов образовательной среды, способствующих развитию творческого потенциала, дифференцированных способностей, склонностей и интересов учащихся»«Выстраивание системы работы с одарёнными детьми на уроках математики»
Образ желаемого результата «цель»«намерение»«желание»«мечта»«фантазия»«иллюзия»«миссия»
Есть существенные отличия: определённость во времени степень конкретности степень побудительности степень возможности достижения
ЦЕЛЬ: это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого результата), которого человек может достичь к строго определённому моменту времени.
Правило SMART
Цель описывает, ЧТО и КОГДА предполагается достичь, а задачи дают образ пути достижения цели – КАК это будет делаться.
Методическая тема – «Система индивидуального методического сопровождения педагогов как средство их мотивации на работу с одарёнными детьми».
ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ: увеличение числа учителей, активно включившихся в реализацию программы «Одарённые дети». увеличение количества школьников, участвующих в мероприятиях для одарённых детей различного уровня и направлений. улучшение достижений учащихся – участников конкурсов и олимпиад различного уровня. уменьшение количества конфликтных ситуаций педагогов с одарёнными школьниками. увеличение числа мероприятий для одарённых детей, добровольно инициируемых педагогами школы. рост числа учителей – участников и победителей конкурсов профессионального мастерства и грантовой поддержки.
Индивидуальный план самообразования Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________________________________________Общешкольная методическая тема: «Управление качеством образования школьников в личностно ориентированном процессе обучения».Методическая тема МО: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Индивидуальная тема самообразования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начало работы над темой - _________Окончание работы над темой - ________Цели работы над темой самообразования: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задачи работы над темой самообразования:____________________________________________________________________________________________________________________________________Курсы повышения квалификации по теме самообразования: №ГодТема курсов ПКДокумент, полученный по окончании курсовФорма оплаты
Литература по теме самообразования (книги, журналы, статьи)Изучение передового опыта (посещение уроков, внеклассных мероприятий):
Выступления с сообщением о собственном педагогическом опыте по теме самообразования: Достигнутые результаты:
ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЁД – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ…КЕРКЬЕГОР