История развития школьного самоуправления
Исторические истокиВалентин Тротцендорф (Фридланд), первый педагог, использовавший в целях гражданского воспитания специально организованное школьное самоуправление (1531—1556 гг., латинская школа в г. Гольдберге (Силезия). Ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который возглавлялся самим Тротцендорфом. Сенат рассматривал и разрешал возникавшие в школе конфликты.
Цель – подготовка юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности". Школьное самоуправление – это сообщество, которое обсуждает совместные дела.Принцип – игра.Форма – моделирование государственной деятельности.
Школа или класс –это государствоСенатКонсулПретор(Суд)
Исторические истокиЭлементы самоорганизации детей были заложены М. В. Ломоносовым в "Регламенте московских гимназий" (1758 г.), согласно которому порядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами:"Первая школьная экзерциция (правила) есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник этого же классу и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам свидетельствовать может".
Россия: выборы в волостные самоуправления 1918 годфевральПервое применение реального самоуправления в практике общественных отношений
Первый этап:Август 1918 г. Москва.Первый Всероссийский съездпо просвещению"Основные принципы единой трудовой школы"
"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы".
Школьный советВсе работники школыОдин представитель от отдела народного образованияПредставители трудового населения данного школьного района(¼ от школьных работников)Представители от учащихся старших возрастных группы: с 12 лет(¼ от школьных работников)
Опыт школьного самоуправления
В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления.Все ее элементы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы. Но наибольшее развитие самоуправления получили в школах коммунального типа, где через самоуправление в полной мере соединились принципы единой и трудовой школы.
Почему именно в школах–коммунах?1. Необходимо было добиться в короткие сроки реальных результатов (борьба с беспризорностью)2. К работе в школах-колониях привлекались наиболее талантливые педагоги. 3. Школы-колонии были "закрытыми" сообществами, в которых можно было идти на эксперимент и влиять на изменение педагогической ситуации.
"Разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Чтобы научиться жить, надо в этом упражняться и не откладывать это дело в дальний ящик…"С. Т. Шацкий "Годы исканий", 1924 г.
Второй этап:40-50-е годы XX векаФедор Федорович Брюховецкий(1915-1994)г. Краснодар, Школа № 58День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль “За честь школы”, Церемония Последнего звонка
Второй этап:40-50-е годы XX векаЭдуард Георгиевич Костяшкин (1922-1981)Специальная школа для трудных детей Первая в стране школа полного дня.
Второй этап:40-50-е годы XX векаИгорь Петрович Иванов (1923-1992) Коммуна им. Макаренко – общественно-педагогическое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков при ЛГПИ им. Герцена (1963 г.) Коммунарское движение;Идея коллективных творческих дел.
Третий этап:70-80-е годы XX векаУченическое самоуправление представлено деятельностью детских общественныхорганизаций (пионерия и комсомол)Четвертый этап:90-е годы XX векаБочкарев Вениамин ИвановичСамоуправление образовательного учреждения в виде Школьных советов.Создание Международной Ассоциациисодействия школьным советам.
Российское образование на современном этапеКакова роль школьного самоуправления и ученического самоуправления, в частности,в развитии образования в новом XXI веке?
Ответ на этот вопрос во многом сегодня зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги !Приглашаем к сотрудничеству!