Теоретический семинар в МОУ СОШ № 9 «Развитие школьного самоуправления, как средство воспитания граждан, способных внести вклад в построение демократического общества и правового государства».Октябрь 2010
Сверхзадача школы: выпускать в жизнь новые поколения граждан, способных внести вклад в построение демократического общества и правового государства.
Нормативная база для организации школьного самоуправления: Закон РФ «Об образовании»: - ст.35 «Управление государственными и муниципальными ОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления» - ст.50 «Права и социальная поддержка обучающихся» гарантирует школьникам право «… на участие в управлении ОУ, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений»
Государство
Сегодня школьное самоуправление – это способ осуществления права на участие в управлении ОУ. ШС не подчиняется, а влияет на работу школьной администрации. Надо определить круг вопросов, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников.
Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребована учениками и родителями. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.
Программа развития МОУ СОШ № 9 на 2010-2016 гг. Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и… у самого себя. Д.С. ЛихачёвЦель: создание условий для формирования физически и нравственно здоровой личности образованной и культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации.Задачи:Обеспечить высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности, развивая возможности и способности, помогающие в самоопределении, самореализации ребенка.Формировать человека мобильного: ответственного и инициативного, продуктивного и эффективного, обладающего основными компетентностями, помогающими выстраивать отношения с окружающей средой на основе гуманности, справедливости, толерантности.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся, способствующую их самоопределению, самореализации в современной жизни.
Одним из средств достижения поставленных цели и задач, является такое школьное самоуправление, которое делает учебно-воспитательный процесс самостоятельным и реализуется в пяти «само»:* самореализация,* самодеятельность,* самоуправление,* самовоспитание,* самообучение.
Тезисы о школьном самоуправлении: Самоуправление – это право.Школьное самоуправление – это не «управление самим собой», а управление школой.Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать.Самоуправление не может подчиняться директору школы, наоборот, оно влияет на его работу.Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем.ШС состоит из четырёх блоков:Ученическое самоуправление;Родительское самоуправление;Педагогическое самоуправление;Общешкольное самоуправление.Самоуправление – это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления – свои полномочия.Органы самоуправления можно разделить на представительные и исполнительные.
Формы ученического самоуправления: Общественные приёмные по проблемам школамДискуссионный клубШкольная газетаОтряд вожатыхШтаб досугаФинансовая комиссияАналитическая группаПравозащитный комитетКомитет по общественным связям и др.
Направления деятельности органов ученического самоуправления: Представительское,Разрешение конфликтов,Информационное,Шефское,Внешние связи,Организаторское,Правозащитное и др.
Выводы: ШС открывает широкие возможности для воспитания у школьников активной гражданской позиции и обучения лидерству.Открывает возможности для активизации собственной деятельности ребят по решению школьных проблем. Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики , в свою очередь, участниками процесса модернизации образования.Ученическое самоуправление должно рассматриваться не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института.
Для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие базовые условия:1. Наделение УС правами по участию в управлении школой – реальными полномочиями, которые дают возможность серьёзно влиять на школьную политику.2. Разработка технологии УС, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления.3. Передача УС эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы.4. Создание системы поддержки развития УС, в том числе на уровне образовательной политики, в области простраивания взаимодействия УС со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторской способности школьных активистов.
Планы на год: Создать соответствующую нормативно-правовую базу ОУ по самоуправлению (Устав школы, типовые положения и др.)Провести анализ состояния самоуправления в ОУ на сегодняшний день.Корректировка и разработка воспитательных программ.